ProLine

Авиация второй мировой войны

Поте 631

Франция
Французский ночной истребитель Potez 631 во многом оказался сходным с Бристоль Бленхеймом Королевских ВВС. Они имели схожие летные характеристики, походили друг на друга размерами (хотя Поте был немного легче), а также их объединяло то, что они изначально задумывались как легкие бомбардировщики. Французский самолет принадлежал к семейству Поте 63, созданному в соответствии с разработанными в 1934 г. техническими требованиями по созданию двух- или трехместного «многоцелевого» воздушного судна. Хотя опытный образец ночного истребителя. Potez 631-0, и поднимался в воздух в мае 1937 г., политика перевооружения французской армии не имела достаточно четкой концепции (военное начальство было сбито с толку характером военных приготовлений в Германии). В результате поставленные задачи включали четыре основных направления: создание одной модели двух/трехместного дневного/ночного истребителя, одной - трех/двухместного ночного истребителя, одного легкого бомбардировщика, одной - разведывательного судна и одной - самолета непосредственной поддержки наземных частей (штурмовика).
Япония
Военное руководство в Японии, точно так же, как и повсеместно в Европе перед Второй мировой войной, отвергало концепцию применения специализированного ночного истребителя. Это обстоятельство привело к тому, что, когда в 1943 г. в войне на Тихом океане и в Юго-восточной Азии наступил перелом. Япония осталась без соответствующих требованиям текущего момента ночных средств обороны. К счастью для страны. Императорские военно-морские силы располагали высококачественными тяжелыми истребителями и разведывательными суднами, из коих Nakajima J1N Gekko (Лунный свет) медленно, но верно поступал в распоряжение разведывательных авиачастей в Западном регионе Тихого океана с 1942 г. Впервые замеченный в небе над Соломоновыми островами, самолет был ошибочно принят американцами за истребитель и получил у союзников наименование Ирвинг. Когда американцы приступили к своим ночным налетам, командир тогда дислоцированного в Рабауле, на Новой Гвинее, 251-го авиакрыла командор Ясуна Козоно первым предложил перепрофилировать J1N в ночной истребитель.
Япония
Постоянные сбои во время доводки машины удлинили путь прохождения Kawasaki Ki-45 Toru (Дракон-убийца) от сборочного цеха до действующих частей Императорской армии Японии. Новая машина была получена армией только в августе 1942 г., спустя пять лет после начала проекта. Версия же ночного истребителя, Ki-45KAIc, появилась и вовсе не ранее 1944-го. став фактически единственным японским ночным истребителем, реально действовавшим в боевых условиях. Сохранив силовую установку тяжелого дневного истребителя Е-45KAIb (задачи этой машины были близки тем, которые ставились перед немецкими тяжелыми истребителями), состоявшую из двух 808-киловаттных звездообразных двигателей Мицубиси Ha-102, Ki-45 KAIc имел на вооружении одну, установленную под фюзеляжем и стрелявшую вперед полуавтоматическую 37-мм пушку Тип 98, две стрелявшие вверх под углом 20-мм пушки Ho-5 в центральной части фюзеляжа и один управляемый вручную пулемет в хвостовой кабине. Поскольку предполагалось устанавливать в носовой части фюзеляжа радар, наступательного вооружения там размещать не стали.
США
После начала боевых действий в Европе в 1940 г. ночные бомбардировки постепенно становились все более и более привычным явлением. Вследствие этого начальники из армейского воздушного корпуса США обратились к промышленникам с просьбой о создании специализированного ночного истребителя. Идя навстречу пожеланиям военных, компания Нортроп предложила их вниманию оснащенный двумя двигателями и двухбалочным фюзеляжем трехместный самолет, позволяющий установить на нем пока еще не готовый воздушный радар и мощное наступатетьное вооружение. Опытные образцы модели Нортроп ХР-61 были одобрены 11 января 1941 г. и не позднее чем через 13 месяцев правительство и компания заключили контракт на серийное производство 573 самолетов. Первый опытный образец поднялся в небо 21 мая 1942-го, когда США уже около полуг. находились в состоянии войны, но прошло еще полтора г., прежде чем из сборочных цехов вышел первый серийный Р-61А Black Widow (Черная вдова).
США
Соблазнительно отнести задержку появления у США ночного истребителя на счет того, что руководство страны, сделав ставку на нанесение дневных бомбовых ударов по чужим территориям, сочло нерациональным строительство самолета, предназначенного для защиты собственной территории от налетов ночной бомбардировочной авиации других государств. Верно ли такое мнение хотя бы отчасти или нет, не столь уж важно - важно то, что во времена Перл-Харбора в ВВС США отсутствовали специализированные ночные истребители. Вышло так, что не американцы, а англичане впервые применили Douglas A-20 как ночной истребитель, перепрофилировав около сотни легких бомбардировщиков Boston Mk II для выполнения подобных задач зимой 1940-1941 гг. На них установили в носовой части фюзеляжа вооружение из восьми пулеметов и радар AI Mk IV, пламегасители на выхлопные патрубки двигателей и дополнительную броню. Известный в Королевских ВВС как Havoc (Разгром), этот ночной истребитель изначально состоял на вооружении 23-й эскадрильи и участвовал в ночных боях с применением воздушных прожекторов.
Германия
Во 2-й половине 1944 г. (когда после вторжения в Нормандию налеты усилились) способность немецкой ночной истребительной авиации противостоять натиску бомбардировщиков Королевских ВВС стала стремительно снижаться. Данное обстоятельство подтолкнуло командира 30-й дивизии истребителей полковника Гайо Геррманна, знаменитого сторонника тактики радикальных воздушных боев, выдвинуть идею использования реактивного самолета Messerschmitt Me 262 в качестве ночного истребителя. Геррманн и старший лейтенант Беренс из испытательного центра в Рехлине опробовали Me 262, оснащенный в качестве эксперимента радаром Лихтенштейн SN-2, и в один голос заявили, что машина может стать прекрасным ночным истребителем. В результате этого было решено произвести перепрофилирование двухместного учебного Me 262В-1a в ночной истребитель, установив на него мощный комплект радаров и радиооборудования, включавшего в себя работающий в метровом диапазоне FuG 36ZY очень высокой частоты, радиолокационную систему опознавания самолетов и кораблей FuG 25а (свой-чужой), считывающий ретранслятор изображения FuG 120a Bernadine, FuG 125, поисковый радар FuG 218 Нептун V и приводной радар FuG 350ZC Наксос.
Германия
В первый год воины Messerscbmitt Bf 110 вызвал некоторое paзочарование как дневной «тяжелый истребитель». Выбранныи Йозефом Каммхубером для создания 20 июля 1940 г. первого, базового подразделения ночной истребительной авиации этот самолет стал в количественном отношении самым важным немецким ночным истребителем (хотя и продолжал использоваться в дневных операциях но с меньшим размахом). Поначалу в таких целях применялись типовые Bf 110C и Bf 110D-1. Ими комплектовалась I группа 1-й эскадры ночных истребителей, находившаяся под командованием капитана Понтера Радуша. Однако вскоре им на смену пришли специально перепрофилированные как ночные истребители модификации, Bf 110F-4, оснащенные 969-киловаттными двигателями Даймлер-Бенц DB 601E. Эти машины и предыдущие модели продолжали нести службу до последнего дня войны. За год были сформированы пять групп ночных истребителей, четыре из которых летали на Bf 110.
Германия
Focke-Wulf Fw 190 никогда не был ночным истребителем в строгом смысле этого определения, так как не задумывался и не разрабатывался для такой роли, однако, в силу практической необходимости, возникавшей у Люфтваффе, довольно успешно применялся в ночных условиях во время обороны Германии. Антирадар «Уиндоу», примененный авиацией союзникив для глушения немецких систем слежения Гиммельбетт (Himmelbett - кровать с пологом на четырех столбиках), стал причиной выведения из строя большинства из этих систем в битве за Гамбург. В связи с этим знаменитый немецкий пилот-бомбардировщик майор Гайо Геррманн вышел с предложением использовать дневные истребители в ночных условиях, особенно при наличии грозной возможности у Королевских ВВС парализовать работу радаров ночных истребителей.
Германия
Dornier Do 17 стали применяться в рати ночных истребителей не столько потому, что специально задумывались как воздушные суда такого класса, а главным образом потому, что к тому моменту, когда перестали оправдывать себя как фронтовые бомбардировщики, уже производились в довольно большом количестве. Рейды бомбардировочной авиации Королевских ВВС на Германию в мае 1940 г. застали Люфтваффе совершенно неготовыми к отражению вражеских атак. Части ночной истребительной авиации в системе ПВО отсутствовали, и хотя такого рода задача была быстро решена за счет укомплектования соответствующих подразделений Мессершмиттами Bf 110 и Юнкерсами Ju 88C, нашла применение идея перепрофилирования и других бомбардировщиков для выполнения роли ночных истребителей.
Великобритания
С самых первых дней истории своей службы в ВВС, одноместный Hawker Hurricane зарекомендовал себя как хорошая машина для ночных полетов (в отличие от Супермарин Спитфайра). Уже начиная с битаы за Британию Харрикены регулярно поднимались в воздух для ночного патрулирования вместе с ночными истребителями Бристоль Бленхейм. Так, например, для подобных целей 92-я (истребительная) эскадрилья использовала приданное ей звено в Байбери, в графстве Глостершир. Исчезнув из дневного неба в октябре, Харрикены все в большем количестве летали ночью. С появлением самолетов более мощных модификаций, Hurricane Mk II, оснащаемых раз за разом все более и более тяжелым вооружением (восемью пулеметами на Hurricane Mk IIA, двенадцатью - на Hurricane Mk IIB и четырьмя 20-мм пушками на Hurricane Mk IIC), машина стала применяться не только для защиты Соединенного Королевства, но и как самолет вторжения для участия в рейдах на базы немецких бомбардировщиков на севере Франции и территории Нидерландов.
Великобритания
Задумывая первоначально свой de Havilland Mosquito как лишенный вооружения быстроходный легкий бомбардировщик, конструкторы предусматривали возможность создания варианта самолета фоторазведки и ночного истребителя. Второй из опытных образцов, поднявшийся в небо 15 мая 1941 г, представлял собой фактически прототип будущего ночного истребителя. Версия отличалась от варианта бомбардировщика усиленными лонжеронами крыльев, плоским лобовым стеклом, наличием вооружения, состоявшего из четырех 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа, а также радара Al Mk IV; экипаж мог попасть в кабину через люк на правой стороне фюзеляжа. Способный развивать максимальную скорость 595 км/ч. Mosquito NF.Mk II (выпуск данной модели составил 466 единиц) в мае 1942 г. поступил на вооружение 23-й (истребительной) эскадрильи, базировавшейся в Форде, затем в августе им укомплектовали 157-ю эскадрилью.
Великобритания
Эпическая сага Boulton Paul Defiant Mk I началась с короткой и полной драматизма службы в составе Командования истребительной авиации Королевских ВВС в качестве дневного истребителя, «понюхавшего пороху» в ходе памятной эвакуации из Дюнкерка. К началу битвы за Британию пилоты Люфтваффе хорошо знали возможности этого британского двухместного истребителя и изрядно сократили численность укомплектованных Дифайентами 141-й и 264-й эскадрилий. В срочном порядке отстраненный от участия в дневных боевых вылетах в августе 1940 г., Дифайент был переориентирован на службу в качестве ночного истребителя, одержав свои первые две победы во 2-й половине сентября. Впоследствии Дифайент на многие годы прославился, записав в актив самое большое число побед ночных истребителей Королевских ВВС, одержанных в период массированных рейдов немецкой авиации. Только сравнительно недавно выяснилось, что подобная честь по праву принадлежит Бристоль Бленхейму за последние четыре месяца 1940 г. и Бофайтеру за первые пять - 1941-го.
Великобритания
Bristol Blenheim начал нести службу в Королевских ВВС как легкий бомбардировщик в 1937 г. Несмотря на большие надежды, возлагавшиеся руководством на эту машину, она устарела практически в день своего появления из-за недостаточной грузоподъемности и, соответственно, неспособности нести соответствующую предъявляемым в новых условиях требованиям бомбовую нагрузку. Тем не менее техническое решение и хорошие аэродинамические качества позволили самолету послужить базовой моделью для разработки отличавшегося удлиненной носовой частью фюзеляжа бомбардировщика Бленхейм Мк IV, поставленного на вооружение Коратевских ВВС в 1939 г. В связи с осознанием того факта, что на смену Бленхейму Мк I неминуемо должны придти другие машины, возникли планы превращения его в ночной истребитель для выполнения заданий в составе Командования истребительной авиации, и в декабре 1938 г самолет стали передавать четырем эскадрильям (23-й, 25-й, 29-й и 64-й).
Великобритания
Bristol Beaufighter, опытный образец которого впервые поднялся в воздух 17 июля 1939 г., принял эстафету как ночной истребитель у устаревшего Бристоль Бленхейма Mk IF в ходе массовых рейдов германской авиации зимой 1940-1941 гг.

Beaufighter Mk IF изначально оснащался 1044-киловаттными звездообразными с трубчатыми клапанами моторами Бристоль Геркулес III и комплектовался радарами Al Mk IV (в виде «широкой стрелы»). Он начал действовать в составе Подразделения истребителей перехватчиков (ПИП) на заключительном этапе битвы за Британию, а с сентября 1940-го стал поступать в распоряжение эскадрилий ночной истребительной авиации Королевских ВВС. Недостаток опыта в обращении с воздушными радарами приводил к тому, что успехи летчиков ночной авиации в 1940-м оказывались весьма незначительными. Однако в последние три месяца массированных налетов Бофайтер записывал на свой счет все больше и больше немецких бомбардировщиков. В число внутренних эскадрилий ночной истребительной авиации, укомплектованных Бофайтерами Mk IF, входили 25-я, 29-я, 68-я, 141-я, 153-я, 219-я, 256-я, 600-я и 604-я.
Во время Второй мировой войны приемы ведения ночного боя прошли огромный эволюционный путь от «пальбы на авось» с наскоро приспособленных для сражений в темноте машин, до использования специально созданных для ночных схваток, оснащенных самым сложным современным оборудованием и наиболее подходящих для выполнения данного рода заданий самолетов.

Когда в сентябре 1939 г. вспыхнула Вторая мировая война, ни в одних военно-воздушных силах не существовало самолета, созданного специально для ведения ночного боя. Только в Соединенном Королевстве начинали осознавать тот непреложный факт, что в условиях, когда смыслом существования ВВС станут наступательные действия с массированным применением бомбардировочной авиации, неминуемо возникнет нужда в такого рода машинах. В ВВС многих стран применяли для ночных боев обычные дневные истребители в сочетании с мощной поддержкой наземных прожекторов. Пока в Королевских ВВС велись эксперименты по применению элементарных радаров на устаревших Бристоль Бленхеймах, самолетостроительная компания Бристоль по собственному почину полным ходом вела работу над созданием Бристоль Бофайтера, первого в мире самолета, специально разработанного как ночной истребитель, оснащенный радаром. Машина поступила на вооружение Королевских ВВС в ходе битвы за Британию и впервые «понюхала пороху» во время немецкого воздушного Блицкрига образца 1940-1941 гг.