ProLine

Авиация второй мировой войны

Лучшая из всех машин, в значительном количестве поступавших в распоряжение японской истребительной авиации на протяжении последнего г. войны, Nakajima Ki-84 Hayate (Буря) не только обладала высокими летными характеристиками, но и (что весьма необычно для японских самолетов) несла мошное вооружение, дававшее возможность сбивать тяжело вооруженные и бронированные американские бомбардировщики. Опытный образец самолета поднялся в воздух не ранее апреля 1943 г., а когда это произошло, Ki-84 немедленно получил одобрительные отклики пилотов ВВС Японии. Однако период летных испытаний затянулся, и Ki-84 поступил на вооружение слишком поздно. Производство началось на заводе компании Накадзима в Ота в апреле 1944 г., а месяцем раньше саматеты предсерийной партии поступили в распоряжение 22-го авиаполка в Китае. Вскоре после этого Ki-84-I (получившие у союзников кодовое наименование Френк) из состава 10-го авиаполка были развернуты на Филиппинах.
Япония
В основном конструктивно сходный с Ki-43, опытный образец Nakajima Ki-44 Shoki (Демон) имел маневренные закрылки и вооружение, состоявшее из двух 7,7-мм и дата 12,7-мм пулеметов. Впервые поднявшийся в воздух в августе 1940 г., Ki-44 провел серию испытательных полетов, соревнуясь с опытным образцом Кавасаки Ki-60 (с двигателем Даймлер-Бенц DB 601) и германским Мессершмиттом Bf 109E. В результате экспертной оценки и длительных летных испытаний Ki-44 был признан пригодным для запуска в производство и получил наименование «одноместный истребитель армейский тип 2 модель IА Соки» - в системе обозначений компании Ki-44-Ia. Общий выпуск составил только 40 машин серии Ki-44-I, включая небольшое количество Ki-44-Ib, вооруженных четырьмя 12,7-мм пулеметами, и подобных им Ki-44-Ic, претерпевших лишь небольшие усовершенствования.
Япония
Обладающий сравнительно маломощным звездообразным двигателем с двухлопастным воздушным винтом и оснащенный двумя винтовочного калибра пулеметами, Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) оказался среди недооцененных японских истребителей первых месяцев войны на Тихом океане. Благодаря своей выдающейся маневренности, он превосходил Брюстер Буффало и Хокер Харрикены в Бирме. Разработанная в 1937 г. машина создавалась как легкий истребитель-бомбардировщик и не нуждалась в более мощном двигателе, чем стоявшая на ней 709-киловаттная силовая установка. Вообще же, как и у других японских истребителей того времени, его вооружение считалось слабым по стандартам британских ВВС, к тому же он не имел ни броневой защиты, ни протектированных топливных баков. После того как воздушные силы союзников оправились после первого шока, для них стала очевидна слабость Ki-43-I, и тогда эти самолеты стали нести все увеличивавшиеся потери.
Япония
Когда в середине 1935 г. компании «Кавасаки», «Мицубиси» и «Накадзима» получили задание от Императорской Японской Армии построить конкурентоспособный истребитель в соответствии с передовыми технологиями того времени, фирма «Накадзима» предложила одноместный моноплан на основе своей машины (Тип Р.Е.), которую она начала еще раньше разрабатывать по собственной инициативе. Летные испытания показали, что Кавасаки Ki-28 - самое быстрое из воздушных судов, представленных соперничающими фирмами, однако Nakajima Ki-27 оказался намного маневреннее. На его основе, в соответствии с полученным заказом, были изготовлены 10 предсерийных образцов для проведения дальнейших испытаний, после которых в конце 1937 г. модель пошла в производство как истребитель армейский тип 97 модель А (заводское наименование Nakajima Ki-27а). Более поздняя модификация, выпускавшаяся с некоторыми усовершенствованиями, включая улучшенный фонарь кабины, носила обозначение Ki-27b.
Япония
Самолет создавался в соответствии с требованиями 1939 г., когда японские военные едва ли представляли себе ситуацию, при которой потребуется истребитель-перехватчик для защиты собственной страны. Потому Mitsubishi J2M Raiden (Удар молнии) довелось проявить свои основные качества только при обороне Японии в последний год войны. Поскольку японский ВМФ уделял особое внимание скорости и быстроте набора высоты в отличие от обычных требований (дальность полета и маневренность), инженер Дзиро Хикоси разработал одномоторную машину с удлиненной носовой частью фюзеляжа, звездообразным двигателем, короткими, уплощенными и немного вздернутыми плоскостями. Первый полет опытного образца состоялся 20 марта 1942 г.

Самолет подвергся серьезной критике со стороны морских летчиков по множеству параметров, не последним из которых являлась затруднявшая обзор конструкция фонаря кабины. Процесс устранения этих недостатков задерживался в связи с тем, что фирма Мицубиси занималась разработкой знаменитой модели А6М Зеро. Производство шло медленно, и истреоители J2M2 были поставлены на вооружение 381-го авиакрыла только в конце 1943 г. За ними последовали J2M3 с усиленными плоскостями для установки в них четырех 20-мм пушек. Более тяжелое вооружение теперь ограничивало летные характеристики Райдена, и он уже не мог соответствовать изначальным требованиям.
Япония
Kawasaki Ki-61-II с двигателем этой же компании На-140 рассматривался как высотный перехватчик для уничтожения Боингов В-29 американских ВВС на их крейсерской высоте (около 9144 м). Однако производство машин на основе надежных двигателей На-140 прекратилось, когда бомбардировщики союзников уничтожили выпускавшую их фабрику в Акаси. Потребность в Ki-61-II изо дня в день росла, и компании Кавасаки поручили перевести 275 незаконченных машин на фабрику в городе Кагамигахара для установки другого двигателя. Ни одного сходного с На-140 двигателя не нашлось, а перестройка узкого фюзеляжа Ki-61 под звездообразный мотор большего диаметра сначала казалась неосуществимой задачей. Однако конструкторы Кавасаки переделали в виде опыта три корпуса и установили на них двигатели Мицубиси На-112-II, имевших ту же мощность, что и На-140. Когда 1 февраля 1945 г. первый из опытных образцов поднялся в небо, стало ясно, что получился первоклассный истребитель, которы многие комментаторы называли самым лучшим японским истребителем времен воины на Тихом океане. К концу мая 1945 г. все оставшиеся 272 корпуса Ki-61 удалось подогнать под новую конфигурацию сама же компания дала им наименование Kawasaki Ki-100-Ia.
Япония
Когда говорят о Kawasaki Ki-61 Hien (Ласточка), иногда описывают эту машину как нечто среднее между Мессершмиттом Bf 109 и Норт Америкен P-51 Мустангом. Кавасаки Ki-61 безусловно отличался формой носа, характерной для самолетов с перевернутым V-образным двенадцатицилиндровым двигателем (Кавасаки На-40), который на деле являлся изготавливаемым по лицензии рядным двигателем Даймлер-Бенц DB 601А. Конструкторы Ki-61, Такео Дои и Син Овада, работали под руководством немца Рихарда Фогта. В декабре 1940 г. они получили инструкцию продолжать работу над Ki-61, и годом позже в воздух поднялся опытный образец истребителя. Серийные истребители Ki-61-I впервые были опробованы в деле в апреле 1943 г., когда в Новой Гвинее появились 68-й и 78-й авиаполки. Новый самолет (получивший у союзников кодовое наименование Тони) быстро завоевал популярность у летчиков: обладая необыкновенно мощным для японских истребителей вооружением и броневой защитой, машина могла, по крайней мере, противостоять американским.
Япония
В 1941 г. фирма Kawanishi все еще занималась разработкой привлекательной для заказчиков модели гидросамолета - Kawanishi N1K1. Он проектировался как морской истребитель и как независимое от авианосцев и береговых баз средство поддержки десантов на островах Тихого океана. Со временем было выпущено 98 таких истребителей (союзники дали им кодовое наименование Рекс). Однако в процессе разработки Каваниси создали версию с обычным шасси, предназначенным для сухопутных аэродромов, N1K1-J Shiden (Фиолетовая Молния). Опытный образец нового истребителя, оснащенный новым 18-цилиндровым звездообразным двигателем Накадзима Хомаре, поднялся в воздух 27 декабря 1942 г. В производство в 1943 г. был запущен N1K1-J со звездообразным двигателем Хомаре 21, имевший на вооружении два 7,7-мм пулемета, расположенных в носовой части фюзеляжа и четыре 20-мм пушки в крыльях (две из которых располагались в подкрыльных обтекателях). Несмотря на постоянные неполадки в двигателях и традиционно неудачную конструкцию шасси, Сиден являлся отличной машиной, хорошо показавшей себя в бою противником, равным американскому Грумман F6F Хеллкэт.
Германия
Мессершмитт - Measerschmitt Bf 110 - первая попытка германских конструкторов создать двухмоторный двухместный «тяжелый истребитель». Проектирование Мессершмитта Bf 110 началось в 1934 г., а первый опытный образец поднялся в воздух 12 мая 1936 г. Истребители опытной серии Bf 110А-0 стали выпускаться в 1937-38 гг с двигателями Юнкерс Юмо 210В. В 1938 г. начато серийное производство модели Bf 110B, оснащенной двигателями Юмо 210G и имевшей на вооружении две 20-мм пушки и четыре 7,92-мм пулемета фронтального боя, а также один 7,92-мм пулемет в задней кабине. Оснащенный двигателем Даймлер-Бенц DB 601A самолет Bf 110C поступил на вооружение в Люфтваффе в 1939 г. перед началом нападения на Польшу и до конца 1940 г. он действовал как истребитель и истребитель-бомбардировщик. Самолет-разведчик имел маркировку Bf 110C-5.

Bf 110D дальнего радиуса действия поступил на вооружение Люфтваффе в 1940 г.,его разновидности стали первыми Bf 110, применявшимися в качестве ночных истребителей. Существовали также модификации, предназначенные для использования в тропиках и в качестве истребителей-бомбардировщиков. Истребитель-бомбардировщик Bf 110E оснащался двигателем DB 601 N, a Bf 110F - DB 601 E.
Германия
Созданный в 1937 г. конструктора Куртом Танком Focke-Wulf Fw 190 был принят на вооружение Люфтваффе. Он оснащался большим звездообразным двигателем BMW воздушного охлаждения. Впервые он поднялся в воздух 1 нюня 1939 г.; за первым опытным образцом последовали предсерийные модификации Fw 190A-0 с большим и меньшим размахом крыльев, оснащенные 14-циллиндровым звездообразным двигателем BMW 801. Для серийного производства выбрали модель с большим размахом крыльев. Истребители Fw 190А-1 появились в Люфтваффе в середине 1941 г. и сразу же продемонстрировали свое превосходство над Спитфайрами модели Мк V. Варианты серии А включали Fw 190A-3 с двигателем BMW 801D-2, двумя 7,92-мм пулеметами и четырьмя 20-мм пушками; Fw 190A-4 с форсированным за счет впрыска спирто-водяной смеси во всасывающие трубопроводы двигателем (у истребителей-бомбардировщиков, бомбардировщиков-штурмовиков и моделей для ведения боевых действий в условиях тропиков); Fw 190A-5 отличался слегка удлиненным носом и выпускался и с шестью 30-мм пушками (A-5/U12), и как истребитель-торпедоносец (A-5/U14 и U15).
Италия
Фирма «Офичини Мекканике Реджиане СА» начала разрабатывать одноместный истребитель, конструкция которого во многом опиралась на сконструированный Александром Картвели американский самолет Р-35 компании Северского. После испытаний и сравнительной экспертизы Reggiane Re.2000 и Macchi МС.200 ВВС Италии сделали заказ на Макки, хотя Re.2000 отлично показала себя с точки зрения маневренности, даже по сравнению с Мессершмиттом Bf 109E. Истребитель заказало правительство Венгрии, а затем приобрело лицензию на его производство. Истребители Re.2000 поставлялись в Швецию и летали в составе шведских ВВС до 1945 г. под обозначением J 20. Хотя истребитель был отвергнут итальянскими ВВС. ВМФ Италии приобрел 12 истребителей Re.2000 Serie II, специально усовершенствованных для запуска с кораблей. После чего последовал заказ на 24 самолета Re.2000 Serie III с топливными баками увеличенной дальних истребителей.
Италия
Machi С.202 Folgore (Вспышка молнии), созданный инженером Марио Кастольди, был одним из лучших истребителей второго периода войны. Он был разработан на основе С.200, оснащенного звездообразным двигателем, но имел силовую установку Даймлер Бенц DB 601, выпускавшуюся по лицензии под маркировкой Альфа Ромео RA 1000 RC 411. Впервые поднятую в воздух 10 августа 1940 г. серийную версию С.202 Series l пилотировал летчик Каресчиато. Истребитель поступил на вооружение 1-го авиаполка в Удине летом 1941 г. (в ноябре полк был переброшен в Ливию). Фольджоре представлял собой моноплан с низким расположением крыла и убирающимся шасси. Он имел на вооружении два 12,7-мм пулемета Бреда-САФАТ, установленных в носовой части фюзеляжа, а также мог нести два 7,7-мм пулемета в крыльях. Производство двигателей шло медленно и сильно замедляло выпуск Фольджоре.
Италия
Macchi C.200 Saetta (Молния) был сконструирован Марио Кастольди и производился фирмой Фиат. Из-за отсутствия перед войной в Италии достаточно мощного для истребителя двигателя. С.200 был настолько маломощен и слабо вооружен, что к моменту его появления в 1939 г., Хокер Харрикен, принятый на вооружение британских ВВС двумя годами раньше, уже превосходил его. Первое подразделение, получившее С.200, 4-й авиаполк, предпочло ему CR.42 и в 1940 г. пересело обратно на бипланы. Впервые поднятый в воздух 24 декабря 1937 г. пилотом Джузеппе Бурей, С.200, названный Saetta, поступил в распоряжение 1-го, 2-го, 3-го, 4-го (в середине 1941 г.). 54-го авиаполков и 8-й, 12-й, 13-й, 21-й и 22-й авиагрупп. Всего «Макки», «Бреда» и SAI «Амброзини» выпустили около 1200 машин. В день, когда Италия вступила в войну, 10 июня 1940 г., два базировавшихся на территории страны авиаполка имели на вооружении С.200.
Италия
Истребитель Fiat G.55 Centauro (Кентавр) представлял собой сконструированный Джузеппе Гкбриэлли цельнометаллический одноместный моноплан с низким расположением крыла. Самолет представлял собой усовершенствованную модель истребителя моноплана G.50. Были приложены огромные усилия, чтобы в условиях массового производства освоить выпуск конструктивно сложной машины с прогрессивными аэродинамическими характеристиками. Одной из выгодных особенностей самолета являлись полностью убирающееся шасси и приподнятый фонарь кабины пилота, обеспечивающий ему превосходный обзор. Быстрый и маневренный самолет сразу же завоевал популярность среди летчиков.

Первый из трех опытных образцов поднялся в воздух 30 апреля 1942 г., третий (ММ 493) стал единственным, который получил вооружение: одну установленную на оси двигателя пушку и четыре вмонтированных в фюзеляж неподвижных пулемета. Он только проходил испытания с марта 1943 г., но Министерство авиации Италии к тому моменту уже приняло решение о массовом выпуске G.55. Так или иначе, только 16 машин предсерийной модели G.55/0 и 15 машин G.55/I первого выпуска были направлены в итальянские ВВС в течение сентября 1943 г. Позже ими комплектовали ВВС Итальянской социальной республики, действовавшие бок о бок с Люфтваффе. Прежде чем война закончилась, было завершено производство 274 истребителей Чентауро, а еще 37 так и остались недостроенными.
Италия
Истребитель Fiat G.50 Freccia (Стрела) стал первой попыткой сотрудничества молодого инженера-конструктора Джузеппе Габриэлли с фирмой «Фиат». Истребитель был создан в 1935-1936 гг. Хотя на фоне традиционных бипланов он и явился своего рода прорывом, Фречиа все-таки демонстрировал меньший потенциал, чем современные ему Хокер Харрикен и Мессершмитт Bf 109. Опытный образец G.50 впервые поднялся в воздух 26 февраля 1937 г. и стал первым цельнометаллическим монопланом с воздушным винтом постоянного числа оборотов и убирающимся шасси, на котором приходилось летать пилотам итальянских ВВС.

Когда Италия вступила в войну в июне следующего г., на вооружении состояло уже 118 истребителей Фречиа. В ноябре 1940 г. 48 самолетов G.50 из состава 51-го авиапачка были передислоцированы в Бельгию, чтобы принять участие в налетах на Англию. Но они не приняли сколько-нибудь заметного участия в военных действиях и в основном ограничились выполнением обязанностей «наблюдателей». В сентябре того же г поднялся в воздух опытный образец новой модификации G.50bis.
Италия
Сопоставимый по назначению и конструкции с самолетом Глостер Гладиатор (против которого он часто сражался в период 1940-1941 гг.). биплан Fiat CR.42 Falko (Сокол) поднялся в воздух не ранее 1939 г., и потому появление этого крылатого анахронизма трудно поддается пониманию. В нем использовалась та же фермовая конструкция опорных стоек между плоскостями, что и в базовой модели CR.32. CR.42 конструкции Целестино Розателли оснащался 626-киловаттным звездообразным двигателем Фиат А74 R1C 38 и мог развивать максимальную скорость 441 км/ч. К сентябрю 1939 г. Фалько были укомплектованы три стормо (авиаполка), и пока британские ВВС снимали с вооружения устаревшие Гладиаторы, ВВС Италии усиленно наращивали количество CR.42 в своих подразделениях. Таким образом, когда Италия вступила в войну в июне 1940 г., в строю было 330 машин - четыре авиагруппы на Средиземноморье и две эскадрильи в Итальянской Восточной Африке.
Великолепные самолеты-истребители Германии и Японии достигли значительного преимущества в воздухе над союзниками, что во многом способствовало успехам их сухопутных армий. В отличие от них итальянская авиация, которой недоставало первоклассных истребителей, оказалась быстро разбита.

ВВС силы трех главных государств «Оси», обученные и снаряженные в соответствии с совершенно разными концепциями ведения войны, в самом начале Второй мировой войны имели на вооружении истребители, обладавшие различными характеристиками и возможностями. Германские Люфтваффе были в основном ориентированы на поддержку сухопутных сил Вермахта и имели в своем распоряжении, возможно, лучший на 1939 г. истребитель Мессершмитт Bf 109, который, однако же, несколько уступал по вооружению Супермарин Спитфайеру. Между тем опыт, накопленный в ходе войны в Испании, принес большую пользу немецким конструкторам, внесшим улучшения в конструкцию своей машины. Сиитфайер же еще долго страдал из-за тактических ограничений. Как и истребители британских ВВС, Bf 109 постоянно совершенствовался в течение всей войны и оставался основой истребительной авиации до последних боев.