ProLine

Авиация второй мировой войны

Великобритания
Hawker Hurricane (Ураган) стал первым истребителем-монопланом, который первым достиг скорости более 300 миль в час (483 км/ч) в Королевских ВВС. Этот самолет был спроектирован Сидни Кеммом и впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. В распоряжение подразделений Королевских ВВС он начал поступать в декабре 1937 г. Hurricane Mk 1 с 768-киловаттным двигателем Роллс-Ройс Мерлин 2 имел на вооружении восемь 7,7-мм пулеметов и являлся для Командования истребительной авиации основной машиной во время битвы за Англию в 1940 г. Вслед за Харрикен Mk 1 еще до конца 1940 г. появилась модель Hurricane Mk НА с 955-киловаттным двигателем Мерлин XX. В 1941 г. выпускались Hurricane Mk IB с 12 пулеметами и Hurricane Mk IIC с 20-мм пушками. Эти модификации также имели возможность нести до двух 227-килограммовых бомб, сбрасываемые подвесные топливные баки или другие грузы под крыльями. В 1942 г. Hurricane Mk IID оснастили 40-мм противотанковой пушкой.
Великобритания
Первый полет классического творения конструктора Р. Дж. Митчелла Super-marine Spitiire (Вспыльчивый) состоялся 5 марта 1936 г. Spitfire Mk 1 с двигателем Мерлин 2 и восемью пулеметами поступил на вооружение Королевских ВВС в августе 1938 г. и принимал самое активное участие в битве за Англию. Spitfire Mk 2 с двигателем Мерлин XII появился в сентябре 1940 г.; вооружение Spitfire Mk ПВ состояло из двух 20-мм пушек и четырех пулеметов. Вслед за разработанным для фоторазведки Spitfire Mk IV, в марте 1941 г. в серию пошел замечательный Spitfire Mk V (таких машин было произведено 6479) с 1074-киловаттным двигателем Мерлин 45. Истребитель-бомбардировщик Spitfire Mk VC мог нести одну 227-кгилидве 113-кг бомбы (250 фунтов). Spitfire Mk VB оставался главной опорой Командования истребительной авиации с середины 1941 г. по середину 1942 г., когда на вооружение Коратевских ВВС поступил Spitfire Mk ГХ. оснащенный 1238-киловаттным двигателем Мерлин 61 с двухступенчатым, двухскоростным турбокомпрессором. Spitfire Mk VI и Spitfire Mk VII являлись высотными истребителями с удлиненными законцовками крыльев; Spitfire Mk VIII истребитель и истребитель-бомбардировщик, будучи полностью приспособленным к условиям тропиков, использовался преимущественно в Средиземноморье и на Дальнем Востоке. Spitfire Mk X и Spitfire Mk M представляли собой не оснащенные вооружением самолеты-фоторазведчики, a Spitfire Mk XVI, развивавший максимальную скорость 652 км/ч, производился в вариантах истребителя и истребителя-бомбардировщика.
США
Один из действительно лучших истребителей времен войны North American P-51 Mustang в 1940 г. создавался изначально по заказу Великобритании. Опытный образец NA-73, оснащенный 820-киловаттным двигателем Эллисон V-1710-F3F, впервые поднялся в воздух в октябре того же года. Однако хотя две первых машины под наименованием ХР-51 получили одобрение американских экспертов, не вооружение ВВС США Мустанги не поступили. Изначально истребители этого типа поставлялись в Королевские ВВС (620 машин Mustang Mk IA и Mustang Mk Q). После того как Америка вступила в войну, ВВС США приняли самолет в качестве штурмовика с наименованием А-36А, заказав 148 машины, оснащенные четырьмя 20-мм пушками (вместо четырех пулеметов калибра 12,7 мм и четырех калибра 7,62 мм) и бомбодержателями под плоскостями. Англичане тем временем переоснастили четыре Мустанга моторами Роллс-Ройс Мерлин, что значительно улучшило машину. В Америке вооружение самолета Р-51А сократили до четырех размещенных в плоскостях 12,7-мм пулеметов и установили двигатель Эллисон V-1710-81 мощностью 895-киловатт.

В 1942 г. поступил заказ на 310 машин. Преимущества, обеспечиваемые двигателем Мерлин, оказались столь значительны, что на Р-51В начали устанавливать изготовленные фирмой Паккард двигатели Мерлин (с маркировкой V-1650); таких машин в Инглвуде было произведено 1988 единиц; 1750 подобных им Р-51С изготовили в Далласе, штат Техас.
США
Разработанный на основе оснащенного звездообразным двигателем Р-43 конструкции майора Александра П. Северски, мощный Republic Р-47 Thunderbolt (Удар молнии) был сконструирован под руководством Александра Картвели. Самолет стал одним из самых выдающихся американских истребителей времен войны. Модель ХР-47В. первый полет которой прошел 6 мая 1941 г.. оснащалась 1492-киловаттным двигателем Пратта и Уитли с распатоженными в хвостовой части фюзеляжа турбокопрессором. Вооружение самолета состояло из восьми установленных в плоскостях 12,7-мм пулеметов. 171 серийная машина модели Р-47В. способной развивать скорость до 691 км/ч и имевшей ряд несущественных усовершенствований, в январе 1943 г. поступила на вооружение 56-й и 78-й истребительных групп в Англии. Впервые эти машины встретились с противником в бою 8 апреля 1943 г., где они сопровождали бомбардировщики В-17. Первые Р-47 отличались медленным набором высоты и невысокой маневренностью, но были популярны благодаря своей живучести - они продолжали держаться в воздухе и после серьезных повреждений. Для Р-47С характерны удлиненный фюзеляж и крепления для подвесных сбрасываемых подфюзеляжных топливных баков.
США
Curtiss P-40 Warhawk (Боевой ястреб)-самый распространенный истребитель ВВС США времен японского нападения на Перл-Харбор Он хорошо зарекомендовал себя и продолжал оставаться на вооружении до конца войны, хотя до великолепия знаменитой тройки - Р-38/Р-47/Р-51 - ему было далеко. Впервые машина поднялась в воздух как X17Y (позднее, снабженная звездообразным двигателем R-1830 Пратта и Витни. она стала называться Р-36). Переоснащенный двенадцатицилидровым V-обраэным двигателем Эллисона V-1710 самолет в октябре 1938 г. получил наименование ХР-40 и был запущен в массовое производство. Большинство Р-40Абыло передано в распоряжение британских ВВС (где они называлась Томагавк Мк 1). За этой моделью последовал Р-4ОВ (в британских ВВС - Томагавк Мк ПА) с защищенной броней кабиной пилота и вооружением, состояшим из двух пулеметов калибра 12,7 мм и четырех пулеметов калибра 7.62 мм. На Р-40С (Томагавк Mk IIB) ставились протектированные топливные баки. P-40D отличался слегка укороченным носом со сдвинутым вперед и заглубленным радиатором.
США
Главным вооружением базовой модели одноместного истребителя Bell Р-39 Airakobra послужила устанавливавшаяся на оси двигателя и стреляющая через отверстие во втулке винта 37-мм авиационная пушка Т-9. Двенадцатицилиндроеый V-образный двигатель Эллисона помещался в центральной части фюзеляжа машины, позади кабины пилота, винт же приводился в движение посредством удлиненного осевого привода. В конструкции самолета было использовано шасси с передней опорной стойкой. Опытный образец ХР-39 впервые поднялся в воздух в апреле 1939 г. Серийная модель P-39D поступила на вооружение Авиакомандования США на Аляске в 1941 г., а в апреле 1942 г. прошла боевое крещение на Тихоокеанском ТВД. Машины P-39D послужили войскам США в Европе, где. однако, они несли большие потери. Также стояли на вооржении 601-й эскадрильи британских ВВС. Однако проблемы, связанные с практическим применением, привела к тому, что от использования Аэрокобр отказались после первой же операции.
США
Проект первой модели Локхида - двухмоторный, с двойными хвостовыми балками Lockheed Р-38 Lightning (Молния), стал ответом на возникшую к 1937 г. потребность в высотных истребителях-перехватчиках. Вслед за моделью ХР-38 впервые поднявшейся в воздух 27 января 1939 г., появился Р-38 с расположенным в носовой части фюзеляжа вооруже кием, состоявшим из одной 37-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов Оснащенная двигателями Эллисокч V-1710-27/29 машина развивала максимальную скорость 628 км/ч, что в 1941 г. превышало максимальную скорость любого двухмоторного истребителя. Одна ко первой получившей практическое применение модификацией может считаться модель P-38D, которая начала поступать на вооружение ВВС США во времена Перл-ХарСор
Первые 143 машины для Корачевских ВВС прибыли в Великобританию в декабре 1941 г., но после проведенной оценки были признаны непригодными (что стало следствием запрета на экспорт турбокомпрессоров), вследствие чего контракт был разорван.
СССР
По существующим оценкам, за время Второй мировой войны промышленность СССР выпустила 37 000 самолетов Яковлева, из которых большинство составляло Як-G, которые сумели превзойти немецкий Мессершмитт Bf 109G уже во время Сталинградской битвы. Разработки велись последовательно от исходной модели Як-1 (машина впервые поднялась в воздух в январе 1940 г.) к Як-7Б, состоявшему на вооружении с начала 1942 г., а затем к Як-9, Запущенная в производство модель Як-9, развивавшая скорость 600 км/ч, поднялась в воздух летом 1942 г. Выпускались многочисленные модификации этого многоцелевого истребителя, включая истребитель танков Як-9Т с двенадцатицилиндровым V-образным двигателем Климова ВК-105ПФ мощностью 940 киловатт и 37-мм пушкой, стрелявшей через отверстие во втулке винта; истребитель-бомбардировщик Як-9Б способный нести 400 кг бомб; истребитель дальнего действия Як-9Д и истребитель сопровождения сверхдальнего радиуса действия Як-9ДЦ. Последний впоследствии использовался в качестве эскорта бомбардировщиков ВВС США во время их челночных рейдов между Великобританией и СССР в конце войны.
СССР
МиГ-З, заслуживший в первые годы репутацию «трудной машины», отличался сложностями в управлении и очень слабым вооружением. Хотя самолет входил в число самых скоростных советских истребителей того периода времени, он не превосходил по скорости немецкий Мессершмит Bf 109G или Фокке-Вульф Fw 190. Опытный образец под наименованием И-61 поднялся в воздух весной 1940 г. Первоначально машина оснащалась 895-киловаттным двенадцатицилиндровым V-образным двигателем Микулина АМ-35, который остался и в МиГ-1, запущенном в производство в сентябре 1940г.

Такой недостаток, как чрезмерная длина двигателя, приводил к неудачному тангажу (продольному крену) и ухудшал продольную устойчивость. Вооруженные всего тремя пулеметами, МиГи-1 несли большие потери в начале войны. МиГ-3, поставленный на вооружение во 2-й половине 1941 г., показал себя немногим лучше, хотя 1007-киловаттный АМ-35А обеспечил ему максимальную скорость в 640 км/ч. В то же время машину оснастили воздушным винтом постоянного числа оборотов, увеличили положительный угол поперечного -V» крыла и обтекаемость фонаря кабины пилота.
СССР
В начале войны, когда советские войска откатывались на восток под натиском немецких частей, армия и особенно авиация остро нуждались в поставках все более новой, совершенной техники. В октябре 1941 г. Семен Лавочкин начал рабоу над истребителем ЛаГ-5 с 1194-киловаттным звездообразным двигателем М-82 и срезанным верхом хвостовой части фюзеляжа, что предоставляло пи лоту лучший задний обзор. Процесс со здания машины продвигался невиданно быстрыми темпами: в мае 1942 г. опытный образец прошел летные испытания, а двумя месяцами позже Ла-5 был запущен в серию. До конца г. успели выпустить уже 1182 единиц. В марте 1943 г. в серию пошла новая версия истребителя, Ла-5ФН, а всего до конца войны было выпущено 21 975 самолетов, включая позднейшую разработку Ла-7. НаЛа-5ФН стоял 1231-киловаттный двигатель АШ-82ФН, а его вооружение - две 20-мм пушки - дополняли 8,2-см реактивные снаряды PC 82 или же две противотанковые авиабомбы ПТАБ. Выпускался также учебный двухместный самолет Ла-5УТИ. На более поздних версиях Ла-5 на смену 20-мм пушкам пришли 23-мм. В 1944 г. появился вооруженный тремя 23-мм или 20-мм пушками Ла-7 с модернизированными АШ-82ФН, способный развивать максимальную скорость 680 км/ч. Впервые в широком масштабе Ла-5 были применены во время воздушных боев за Сталинград в ноябре 1942 г.
СССР
ЛаГГ-3 был создан в конструкторском бюро, возглавляемом Семеном Лавочкиным, при участии В. Горбунова и М. Тудкова. Этот самолет являлся следующей модификацией ЛаГГ-1, опытный образец которого (И-22) впервые поднялся в воздух 30 марта 1940 г. Особенность машины заключалась в том, что делалась она почти целиком из дерева, только рулевые плоскости (а позднее и посадочные щитки) были металлическими. Этот прекрасный малый истребитель был запущен в производство в 1940 г. под названием ЛаГГ-1 -уже слишком поздно, чтобы принять участие в советско-финской войне 1939-40 г. Самолет оснащался 783-киловаттным двенадцатнцилиндровым V-образным двигателем М-105 Климова, развивал максимальную скорость 605 км/ч и был вооружен 20-мм пушкой и двумя 12,7 мм пулеметами. Имея такие характеристики, ЛаГГ-1 безусловно мог бы считаться лучшим истребителем начала 1941 г., однако летчики жаловались на низкую скорость набора высоты и сложности в управлении. Уже после того как были выпущены несколько сотен ЛаГГ-1, конструкторы представили новый вариант машины (ЛаГГ-3), опытным образцом которой служила машина И-301.
Во время Второй мировой войны развитие одноместных истребителей пережило период ошеломляющего прогресса. Немногие, глядя на легкие, не отличавшиеся ни большой мощностью, ни тяжелым вооружением машины первых лет войны с ограниченным радиусом действия, могли предсказать, какое множество задач придется научиться решать истребителям через столь короткое время.

Когда в сентябре 1939 г. в Европе вновь вспыхнула опустошительная война, состояние ВВС противостоявших Германии стран различалось по уровню: от пока еще далеко не идеального, но вызывающего некоторый оптимизм состояния дел в Королевских ВВС до плачевного - в военно-воздушных флотах Франции и Польши, которые создавались в основном во времена торжества пацифизма и заботы об экономии. Уже широко использовались истребители-монопланы, хотя в большинстве случаев к тому времени в эксплуатации они находились не более двух лет. Все еще во множестве оставались на вооружении бипланы, доживавшие свой век хотя бы для того, чтобы «закрывать дыры» там, где им на смену должны были прийти более современные машины. Лучший истребитель союзников, стоявший на вооружении с 1939 г., бессмертный Супермарин Спитфайер состоял на вооружении лишь нескольких эскадрилий, не считался полностью пригодным для практического применения и требовал специальных условий обслуживания, которые могли предоставить только три-четыре авиабазы. И все-таки этот самолет стал средоточием всего лучшего, что Королевские ВВС могли противопоставить Люфтваффе.