ProLine

Авиация второй мировой войны

Германия
В том, что касается универсальности и продолжительности службы, бомбардировщик Junkers Ju 88 если и не побил рекорд истребителя Мессершмитт Bf 109. то вполне заслужил почетное место рядом с ним. Опытный образец Ju 88 VI, проектировавшегося в 1936 г. как скоростной средний бомбардировщик, поднялся в воздух, управляемый капитаном авиации Киндерманном. с аэродрома в Дессау 21 декабря того же г. Трехместный цельнометаллический самолет изначально оснащался двумя 746-киловаттными (1000 л. с.) двенадцатицилиндровыми двигателями Даймлер-Бенц DB 600A с кольцеобразными капотами. Прежде чем в 1939 г. началось строительство десятой предсерийной машины Ju 88A-0, в воздух один за другим поднимались девять опытных образцов; кабина и носовая часть фюзеляжа самолета к тому времени была перестроена таким образом, что в ней появилось место для четвертого члена экипажа. Под плоскостями появились решетки аэродинамических тормозов, что позволяло самолету осуществлять бомбовые удары из пике, а установка внешних бомбодержателей под корневыми частями крыльев помогала увеличить емкость бомбовой нагрузки с 500 кг, которые самолет мог переносить в бомболюке. до суммарного объема в 1500 кг.
Германия
Принимая во внимание естественные эволюционные процессы в области самолетостроения, немецкое летное начальство решило, что Dornier Do 17 - плод конструкторского компромисса - лучше других справится с задачей по «затыканию дыр» на определенном этапе развития Люфтваффе. Б 1937 г., когда машина поступила в распоряжение авиачастей, ее задачей было "Продержаться» три-четыре года до появления уже разрабатывавшейся чуть более крупной новой базовой модели Dornier Do 217.
Когда оснащенный 802-киловаттными двигателями DB 601А опытный образец Do 217 VI впервые поднялся в воздух в августе 1938 г.. ТУТ же выяснилось, что многие вызывавшие одобрения пилотов качества (главное из которых простота и легкость в управлении) бесследно исчезли. Вскоре опытный образец разбился. За ним последовали другие опытные образцы - всевозможные модификации, отличавшиеся увеличенными поверхностями хвостового стабилизатора, призванными снизить продольную неустойчивость машины, однако ни одна из версий не заслужила одобрения пилотов Люфтваффе.
Германия
Хейнкель Не 177А-5 из состава II группы 1-й эскадры «Гинденбург», дислоцированной в Проверене (Восточная Пруссия) в середине 1944 г. 1-я эскадрилья собрала около 90 таких бомбардировщиков для нанесения удара по советским средствам коммуникации и военным объектам, однако ненадежность машин не позволила провести задуманную серию операций. Выбросив в 1936 г. в мусорную корзину планы по созданию стратегической бомбардировочной авиации, Люфтваффе отказалось и от строительства тяжелых бомбардировщиков. Однако в 1938 г. Имперское министерство авиации вышло с предложением к компании Хейнкель по созданию такого самолета. В результате появился четырехмоторный Heinkel He 177 Greif (Цжф) со средним расположением крыла и 746-киловаттными (1000 л.с.) двигателями DB 601, соединенными попарно (в этом варианте DB 606) и приводившие в движение два воздушных винта.
Германия
Средний бомбардировщик Heinkel He 111, дольше всех состоявший на боевой службе в Люфтваффе, был создан на базе разработанного Зигфридом и Вальтером Понтерами в 1934 г. двухцелевого воздушного судна - коммерческого транспортного самолета/бомбардировщика, - подняв-ггебо 24 февраля 1935 г. Первые модификации отличались традиционным ступенчатым лобовым стеклом и крыльями с передними кромками эллиптической формы. Бомбардировщики Не имевшие вышеназванную конфигурацию, несли службу в Легионе «Кондор» во время гражданской войне в Испании, Первой серийной версией, отличавшейся крыльями с прямыми передними кромками, стал Не 111F. в то время как Не 11 IP выпускался с полностью остекленным асимметричным носом без уступа лобового стекла. Не 111Р, оснащенные двигателями DB 601 Аа, стали поступать на вооружение Люфтваффе в 1939 г., после чего производители переключились на выпуск получившего самое широкое распространение варианта, Не 111Н с двигателями Юнкере Юмо 211.
СССР
Будучи одним из самых замечательных бомбардировщиков времен войны, Ил-4 Илюшина, как и многие самолеты такого класса. Б глазах Запада оказался в тени немеркнущей славы английских и американских Летающих крепостей. Тем не менее машина производилась в период с 1937 по 1944 гг. (всего было выпущено около 5000 штук), а особенно интенсивно в последние три г. войны. Первый опытный образец, ЦКБ-26, представлявший собой двухмоторный бомбардировщик с низко расположенным крылом, поднят в воздух в 1935 г. После дальнейших разработок, приведших к появлению ЦКБ-ЗО, в 1937 г. машина была запущена в серийное производство как ДБ-ЗБ (дальний бомбардировщик). Первые самолеты этой серии оснащались 571-киловаттными двигателями М-85. на смену которым в 1937 г. пришли 716-киловаттные М-86. Крепкий и сравнительно простой конструктивно, самолет страдал из-за недостаточно мощного защитного вооружения, состоявшего из одинарных 7,62-мм пулеметов, установленных в носу, вверху и внизу фюзеляжа. В силу этого он сильно проигрывал в сравнении с такими машинами как Бристоль Бульдог, Глостер Гладиатор и Фоккер D.XXI, которые участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. В 1939 г. появилась новая модификация, отличавшаяся удлиненным носом и более мощной броневой защитой, называвшийся ДБ-ЗФ. Этот самолет в 1940 г., в соответствии с изменением в СССР практики наименования моделей самолетов был переименован в Ил-4.
Япония
Легко узнаваемая по своему V-образному хвостовому стабилизатору, Мицубиси G4M3 «Бетти» выпускалась в ограниченных количествах в последние два г. войны. Главным улучшением по сравнению с предыдущей моделью стала усиленная защита экипажа. Изображенный здесь самолет нес службу в составе авиакрыла Иокосука, базировавшегося в городе Ацуги в последние дни войны.

Получивший у союзников кодовое обозначение «Бетти», средний бомбардировщик дальнего радиуса действия Mitsubishi G4M стоял на вооружении авиационных частей военно-морского флота Японии с первого и до последнего дня войны. Самолеты принимали участие в налетах, приведших к гибели британских кораблей "Принц Уэльский" и "Рипалс" в декабре 1941 г 19 августа 1945 г. император отправил на Бетти к союзникам делегацию для подписания капитуляции Японии.
США
Создание тяжелого бомбардировщика Boeing В-29 Superfortress началось в 1940 г в соответствии с техническими требованиями ВВС США, которым требовалось «Оружие защиты полушария» - самолет, способный нести 907 кг бомбовой нагрузки на расстояние в 8582 км со скоростью 644 км/ч. Только после рейда японской авиации на Перл-Харбор, положившего конец изоляционизму США, проект получил статус приоритетного, и 21 сентября 1942 г. ХВ-29 поднялся в небо. После испытательного полета производители патучили большой заказ на выпуск этого самого крупного четырехмоторного бомбардировщика со средним расположением крыла. В 1943 г. было принято решение об использовании В-29 только для ведения боевых действий против Японии и передачи их в части XX Командования бомбардировочной авиации, дислоцированные на базах в Индии и Китае. Первый опытный экземпляр YB-29 поступил для эксплуатационных испытаний в состав 58-го авиакрыла бомбардировщиков в июле 1943 г.. после чего спустя три месяца за пробной машиной последовали серийные машины B-29-BW.
США
Производившийся во время войны и больших количествах, чем любой другой американский самолет (и чем любое четырехмоторное воздушное судно в истории), Consolidayed В-24 Liberator начал проектировать в 1939 г. Его первый опытный образец ХВ-24 поднялся в воздух 29 декабря того же г. В 1940 г. конструкция машины претерпела ряд незначительных изменений, а в конце 1941 г. отправилась в свой первый полет самая массовая по объемам выпуска модификация, B-24D. Значительный радиус действия Либерейторов стал причиной решения сконцентрировать В-24 преимущественно на Тихоокеанском ТВД. в результате чего здесь было развернуто большинство из 2738 самолетов B-24D. Однако 8-й и 9-й воздушные флоты в Европе и Северной Африке также получили этот самачет. Одним из их смелых рейдов стал налет на нефтеперерабатывающий завод в Плоештах 1 августа 1943 г.
США
Когда в июле 1935 г. производители представили на рассмотрение летного начальства Боинг В-17. ставший впоследствии, наверное, самым знаменитым бомбардировщиком на все времена, машина произвела такое впечатление, что сразу же получила прозвище «Летающая крепость». Кличка «приклеилась» к самолету, став своего рода товарным знаком. Начальство воздушных сил армии США хотело получить «многомоторный» бомбардировщик, способный нести 900 кг бомбовой нагрузки, Конкуренты создавали двухмоторные самолеты, тогда как компания Боинг шагнула далеко вперед и. в стремлении разработать высотную и высокоскоростную машину, спроектировала четырехмоторный бомбардировщик. И вот, наконец, I марта 1937 г. в летную часть отправился первый В-17. восемь человек экипажа которого разместились в «туннеле» фюзеляжа самолета.
США
Следуя убеждению, что высотные и тяжело вооруженные бомбардировщики могут стать самым эффективным средством поражения стратегических целей в дневное время, армейское авиационное командование вооруженных сил СШАв 1934 г. выработало свои требования к производителям. В соответствии с ними был сконструирован и построен Boeing 299 Flying Fortress (Летающая крепость), опытный образец которого поднялся в небо 28 июля 1935 г Двенадцать опытных Y1B-17 (позднее В-17) отправились в авиачасти для испытательных полетов в 1937 г., после чего в 1940-1941 гг. из сборочных цехов компании вышли несколько бомбардировщиков В-17В и В-17С. а затем, в 1941-м. -B-17D. Самолет В-17Еотличался большей по площади поверхностью киля и пулеметной установкой в хвостовой части фюзеляжа, характерной для всех последующих модификаций В-17. равно как и механически управляемой башенкой со спаренными пулеметами, расположенной сразу за пилотской кабиной, и другой - внизу в центре фюзеляжа. Было произведено 512 самолетов В-17Е. Эти машины стали первыми тяжачыми бомбардировщиками армейской авиации США, вступившими в боевые действия в Европе в составе 8-го воздушного флота.
Великобритания
Использовавшему эффективную геодезическую решетку двухмоторному Vickers Wellington было суждено оставаться в составе частей Командования бомбардировочной авиации до 1943 г., гораздо дольше, чем его современникам Хендли Пейдж Хэмпдену и Армстронгу Витворт Уитли. Созданный в соответствии с техническим требованиями 1932г.,Веллингтон впервые оторвался от земли 15 июня 1936 г., а в октябре 1938 г.. оснащенный звездообразными двигателями Пегас, поступил в распоряжение 9-й эскадрильи Королевских ВВС как Wellington Mk I. Затем последовали Wellington Mk IA (с носовой и хвостовой пулеметной башенкой Наша и Томпсона) и Wellington Mk 1С (с боковыми пулеметами вместо нижней фюзеляжной башенки), а также оснащенный двигателем Мерлин Wellington Mk П и - оснащенный силовой установкой Гер кулес III или Геркулес XI - Wellington Mk Ш. К началу войны Веллингтонами быгш вооружены шесть эскадрилий. Уязви мость Веллингтонов привела к тому, что при первых же дневных вылетах они но несли тяжелые потери. Вследствие этот в 1940 г. машину перевели в ночные бомбардировщики.
Великобритания
Short Striling стал первым в тройке четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков Командования бомбардировочной авиации Королевских ВВС, принимавшим активное участие в ночных бомбовых рейдах на цели на территории Европы в течение четырех последних лет войны, и единственным такого рода самолетом, изначально задумывавшимся как четырехмоторное воздушное судно. Созданный в соответствии с поставленными правительством в 1936 г, техническими требованиями, опытный образец Стирлинга (в половину натуральной величины) совершил свой пробный полет в 1938 г. После чего в мае 1939 г. в небо поднялся полномасштабный образец, разбившийся во время первого же испытания. Первая серийная машина поступила в 7-ю эскадрилью в августе 1940 г., а на первое боевое задание Striling Mk I отправился в ночь с 10 на 11 февраля 1941 г. Именно самолеты этой модели осуществили два месяца спустя бомбардировку Берлина. Стирлинг Mk I, выпуск которого составил 756 единиц, оснащался звездообразными двигателями Геркулес XI, в то время как Striling Mk П с Райт-Циклонами так и остался на уровне опытного образца.
Великобритания
Четырехмоторный HandJey Page Halifax стал вторым по важнеости посте Авро ланкастера самолетом Командования бомбардировочной авиации. Первоначально машину предполагали оснастить двумя двигателями Валчур, однако перед тем. когда она впервые поднялась в воздух 25 октября 1939 г., выбор был сделан в пользу четырех моторов Мерлин. Первый самолет прибыл в распоряжение 35-й эскадрильи в ноябре 1940 г.. а на первое свое боевое задание отправился в ночь с 10 на 11 марта 1941 г. Вскоре были заключены договора со смежниками, производство было поставлено на поток и начало быстро набирать обороты. Вслед за Halifax Mk I с двигателями Мерлин X, носовой башенкой с установкой из сдвоенных пулеметов, но без дорсальной башенки по явился Halifax Mk ПА Series I. оснащенный моторами Мерлин XX и фюзеляжной башенкой со спаренными пулеметами.
Великобритания
Никто не осмелится оспаривать утверждение, что Avro Lancaster являлся лучшим британским тяжелым бомбардировщиком во время Второй мировой войны. А кто-то, возможно, будет настаивать на том, что он вообще был лучшим принимавшим участие в войне самолетом этого класса. И это становится особенно странными, если вспомнить о том, что Авро Ланкастер был разработан на основе неудачного двухмоторного Авро Манчестера.

Вместе с тем нельзя с полной уверенностью заявлять, что Ланкастер представлял собой фактически четырехмоторный вариант Манчестера, поскольку оснащение базовой модели четырехмоторной силовой установкой началось прежде, чем первые Манчестеры поступили в распоряжение Королевских ВВС. Однако опытный образец Ланкастера представлял собой в действительности переоборудованный корпус Манчестера с более широкими несущими плоскостями и четырьмя 854-киловаттными двигателями Роллс-Ройс Мерлин X. Испытательный прототип поначалу сохранил одно-килевое хвостовое оперение Манчестера, однако затем был переоснащен двухкиле-вым, что и стало типовым для серийных Ланкастеров.
Великобритания
Трудно себе представить, чтобы какое нибудь другое воздушное судно времен Второй мировой войны походило НЕ Armstrong Wihitworth Whitley его жесткими. угловатыми очертаниями и носом, придававшим машине такой вид, будто она, даже находясь в горизонтальном полете, немного заваливается вперед. Уитли создавался в соответствии с техническими характеристиками В.3/34, на базе ранее существовавшей модели Армстронг Витворт A.W23, представлявшей собой бомбардировщик/грузовой самолет Впервые он поднялся в небо 17 марта 1936 г, В этом же г. машина, сменив биплан Хендли Пейдж Хейфорд, стала главным тяжелым бомбардировщиком для Командования бомбардировочной авиации. Общий заказ составил 80 самолетов, из которых 34 были бомбардировщики Whitley Mk I, оснащенные двумя 682-киловаттными звездообразными двигателями Армстронг Сиддли Тайгер IX. и 46 - бомбардировщики Whitley Mk П с силовой установкой Армстронг Сиддли Тайгер Vlli. Ранние машины Уитли Mk 1 отличались отсутствием V-образности консолей плоскостей. Первой в марте 1937 г. Уитли Mk I получила дислоцированная в Дишфорте 10-я эскадрилья.
Американский генерал Билли Митчелл предсказывал, что армады тяжелых бомбардировщиков будут способны выиграть войну. Его идеи воплощались в жизнь не спеша - не хватало соответствующих самолетов. Но вот, наконец, они появились в достаточном количестве и поднялись в небо, закрыв собой солнце. Поистине трагедией стала та методичная беспощадность, с которой авиация одной из воюющих сторон уничтожала все живое на территории другой.

Когда Гитлер приступил к реализации своих планов завоевания Европы, задачи Люфтваффе сводились преимущественно к поддержке с воздуха немецкой армии. Стратегической бомбардировочной авиации особого значения не придавалось, и уже в 1937 г. развитие этого направления было приостановлено. Таким образом, к началу войны в сентябре 1939 г. Люфтваффе располагали превосходными средними бомбардировщиками (Дорнье Do 17, Хейнкель Не 111 и Юнкере Ju 88), мощностей которых, как полагали, вполне должно было хватить для захвата Европы (при этом считалось, что выполнение данной задачи займет не более трех лет). При отсутствии у неприятеля необходимого количества современных истребителей этих самолетов было вполне достаточно, чтобы в дневное время наносить бомбовые удары по объектам в тылу отступающих войск противника.