ProLine

Авиация второй мировой войны

Прототипами Ту-2 стали опытные образцы легких бомбардировщиков АНТ-58, АНТ-59 и АНТ-60, созданные в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева в период с 1938 по 1940 гг. Оснащенный двумя 1044-киловаттными двенадцатицилиндровыми двигателями Микулина АМ-37 АНТ-58 впервые поднялся в воздух 29 января 1941 г., пилотируемый летчиком-испытателем Васякиным. Из-за недостаточной надежности АМ-37 АНТ-60 получил мощные 1104-ки-ловаттные звездообразные двигатели М-82. Так на свет появился бомбардировщик Ту-2, несший службу на фронтах в конце Второй мировой войны и остававшийся на вооружении ВВС СССР даже в начале 50-х гг. В ужасные для СССР месяцы, когда немцы захватили Белоруссию, Украину и рвались к Москве, советская промышленность находилась в состоянии шока. В этой ситуации Ту-2 оказался слишком сложной для массового производства машиной, и прошло больше г., прежде чем 26 августа 1943-го в небо поднялась упрощенная модель Ту-2С (серийный). До того момента, в сентябре 1942 г., лишь небольшое количество Ту-2 поступило в передовые авиаполки, где летные характеристики машины, вооружение и емкость бомбовой нагрузки вызвали всеобщее одобрение.
СССР
Пе-2 Петлякова мог стать лучшим советским легким бомбардировщиком Второй мировой войны. Он начал поступать в ВВС СССР перед самым началом войны и стал свидетелем почти полного уничтожения бомбардировочной авиации СССР летом 1941 г. Самолет, появившийся в результате переработки В.М. Петляковым высотного герметичного двухмоторного перехватчика ВИ-100, развивавшего феноменальную по тем временам скорость 623 км/ч на высоте 10 000 м, имел экипаж из двух человек и оснащался двумя 820-киловаттными двенадцатицилиндровыми двигателями М-105Р. Опытный образец ВИ-100 впервые поднялся в воздух 7 мая 1939 т. По мере того как в Европе сгущалась предвоенная гроза, руководство ВВС СССР начало испытывать острую нужду в пикирующем бомбардировщике. Конструкторы решили приспособить для этих целей истребитель ВИ-100, убрав высотные турбокомпрессоры ТК-3, которыми комплектовались стандартные силовые установки М-105Р, установив аэродинамические тормоза, снабдив машину двухкилевым хвостовым оперением для придания ей большей устойчивости и соответствующим защитным вооружением. Так было создано два испытательных образца ПБ-100 (пикирующий бомбардировщик), ставших впоследствии легким бомбардировщиком и пикирующим бомбардировщиком Пе-2 Петлякова. Экипаж из трех человек (пилот штурман-бомбардир и воздушный стрелок-радист) размещались в длинной застекленной кабине, защищенной 9-мм броней.
СССР
Когда в октябре 1934-го два испытательных образца легкого бомбардировщик АНТ-40, созданного в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева, впервые понимались в воздух, они представляли собой машины, намного опережавшие свое время. Цельнометаллическая, с застекленной кабиной и убирающимися шасси, что еще далеко не являлось правилом в тогдашнем самолетостроении, машина могла развивать на рабочей высоте максимальную скорость 325 км/ч - большую, чем бипланы-перехватчики, состоявшие на вооружении большинства воздушных флотов в довоенный период. Первая серийная версия, поступавшая в части ВВС СССР, а также отправлявшаяся на экспорт, была создана на базе второго опытного образца, носила название Туполев СБ-2 (то есть скоростной бомбардировщик) и оснащалась двумя 619-киловаттными двигателями модели 12Ybr, выпускавшимися по лицензии фирмы «Испано-Сюиза», получившими у авиастроителей СССР наименование М-100 и снабженными первоначально двухлопастными воздушными винтами с постоянным шагом. Первые СБ-2 поступили в полки бомбардировочной авиации СССР в феврале 1936-го, а в октябре того же г. 210 машин с советскими экипажами на борту отправились в Испанию, воевать на стороне республиканцев. В небе над Испанией летные характеристики СБ-2 поставили перед наступавшими фашистами, чья истребительная авиация комплектовалась бипланами Хейнкель Не 51 и Фиат OR. 32. задачу переоснащения своих частей скоростными и быстро набирающими высоту самолетами.
Во время Второй мировой войны гитлеровская пропаганда, не жалея усилий расписывала мощь и непобедимость Люфтваффе, и прежде всего скоростные показатели лучших из стоявших у них на вооружении самолетов. Правда же состояла в том, что большинство машин представляли собой упрощенные версии переделанных под нужды войны грузовых и почтовых самолетов, чьи летные характеристики имели мало общего с теми, которыми обладали боевые версии машин.

Выпускавшиеся серийно бомбардировщик Dormer Do 17E-1 и самолет-разведчик Do 17F-1 несли службу в годы ормирования Люфтваффе. С началом войны им на смену пришли улучшенные версии, такие как бамбардировщики Do 17Z-1 и Do 17Z-2., а так же облегченная предназначенная для ведения разведки модель Do 17M-1, которой комплектовались многие группы дальней авиаразведки (Feraaufklarungsgruppen) в канун сентября 1939 г. На момент начала войны бомбардировщиками Дорнье Do 17Z комплектовались девять бомбардировочных авиагрупп (Kampfgruppen): ] и II авиагруппа 2-й эскадры в Лейпциге; 11 и III группы 3-й эскадры в Гейлигенбейле: I и III группы 76-й эскадры в Велсе и Винере-Нойштадте. а также I —III группы 77-й эскадры в Праге, Ольмютце и Брно, насчитывавшие в своем составе всего 370 таких машин. Подразделения этих частей составляли костяк ударных сил Люфтваффе во время вторжения в Польшу 1 сентября. Хотя для того чтобы использоваться в качестве истребителя, машине несколько не доставало скорости, из-за простоты в управлении Дорнье Do 17Z мог применяться и в подобном качестве.
Италия
Довольно мощный и конструктивно удачный средний бомбардировщик серии Fiat B.R.20 Cicogna (Аист), несмотря на все свои достоинства, к началу Второй мировой войны тем не менее уже устаревал. Опытный образец машины Фиат B.R.20. созданной инженером Челестино Розателли, много позаимствовавшим для своего детища от удачной модели грузового гражданского самолета Фиат APR, 2. поднялся в воздух 10 февраля 1936 г. Первым подразделением Реджиа Аэронавтика, на вооружение которого поступили новые B.R.20, стали 13-е стормо (силы) сухопутной бомбардировочной авиации, дислоцированные в Лонате Поццоло: базировавшиеся также в Лонате 7-е стормо сухопутной бомбардировочной авиации получили Фиаты B.R.20 в феврале 1937-го. Самолет Фиат B.R.20. оснащенный двумя 745-киловаттными звездообразными двигателями Фиат А. 80 RC.41. развивал максимальную скорость 430 км/ч на высоте 4000 м. Вооружение машины состояло из двух 7,7-мм и одного 12.7-мм пулемета. В мае 1937 г. части, входившие в состав 7-хи 13-х сил сухопутной бомбардировочной авиации, отправились получать боевой опыт в Испанию, в то время как прочие Фиаты B.R.20 были экспортированы в Японию, где под маркой тяжелых армейских бомбардировщиков Тип 1, модель 100, ВВС Японии, не вызывая ни особых нареканий, ни восторга, несли службу в Китае и Манчжурии.
Италия
Вместе с Савойя-Маркетти S.M.79 серия бомбардировщиков CANT Z.1O07 Airone (Цапля) служили основой обычных бомбардировочных и торпедных ударных сил Реджиа Аэронавтика во время Второй мировой войны. В 1935 Г. инженер Филиппо Дзапатта под эгидой фирмы CANT (Cantieri Riuniti dell'Adriatico) начал разработку моделей CANT Z.1007 и Z.1011, обе оснащенные 625-киловаттными двигателями Изотта-Фраскини Ассо XI RC. 15, коих на первую из упомянутых машин ставилось три, а на вторую-два. Сравнительно невысокие паспортные характеристики двигателей вынудили Реджиа Аэронавтика дать заказ на запуск в серию трехмоторного CANT Z. 1007, первый опытный образец которого поднялся в воздух в марте 1937 г. Машина создавалась полностью деревянной, за исключением металлических вспомогательных систем и плакирования внутри гондол двигателей. На первых экземплярах стояли двухлопастные деревянные воздушные винты, но на последующих версиях - трехлопастные металлические фирмы Альфа-Ромео.
Япония
К счастью для союзников, сравнительно небольшое число грозных средних бомбардировщиков и торпедоносцев Mitsubishi Ki-67 Him (Летящий дракон), получивших кодовое наименование Пегги, смогло принять участие в войне на заключительном этапе боевых действий на Тихом океане. Серийное производство бомбардировщика данной модели запоздало и не успело как следует развернуться. Кроме того, к моменту его дебютного появления на фронте в 1944 г., несмотря на свою мощь, Ki-67 оказался бессилен повлиять на исход войны из-за господства в воздухе истребительной авиации союзников, а также по причине низкого уровня подготовки экипажей для военной и военно-морской авиации Японии. Фирма Мицубиси получила задание разработать машину, способную придти на смену Мицубиси Ki-21 Салли и Накадзима Ki-49 Хелен в ноябре 1940 г. Работу возглавлял главный инженер концерна Озава.
Япония
Nakajima Ki-49 Donru (Бушующий дракон) был создан в 1938 г., чтобы заменить в ВВС Японии удачный тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ki-21, который фактически только поступал на вооружение полков дислоцированных в Китае и Манчжурии. Накадзима Ki-49. позднее получивший кодовое наименование Хелен, при всем мастерстве своих создателей оказался не в состоянии соответствовать условиям, предъявляемым к бомбардировщикам на различных фронтах в 1942 г., когда первые серийные машины марки Ki-49-I (тяжелый армейский бомбардировщик, Тип 100, модель 1) начали принимать участие в боевых действиях в составе 61-го полка в Китае. Прежде чем машина попала на поток, в августе 1939 г. испытания прошел ее опытный образец, оснащенный 708-киловаттными звездообразными двигателями Накадзима На-5 KAI; однако еще до серийного выпуска силовая установка была заменена на более мощные 932-киловаттные звездообразные двигатели На-41, сохранившиеся и на модификации бомбардировщика Ki-49-I. Внешне размеры Хелен вводили в заблуждение, поскачьку самолет казался очень большим, тогда как в действительности его габариты не превышали габаритов Локхида Гудзона, и экипажу, состоявшему из семи или даже восьми человек, приходилось жаться в довольно узком внутреннем пространстве фюзеляжа.
Япония
Mitsubishi Ki-21 (армейский бомбардировщик Тип 97) был разработан конструкторами Наката и Озава по техническому заданию, разработанному штабом ВВС (дайхоней) Японии. Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух 18 декабря 1936 г.; серийной машиной стала Mitsubishi Ki-21-la (армейский Тип 97, модель 1А). Из-за проблем с запуском в производство, ВВС Японии получили первые бомбардировщики Ki-21-(а не ранее конца 1939 г). Вслед за базировавшимся в Китае 60-м хикосентай (воздушным полком) машиной данной модификации начали оснащать 61-й полк. Первые же практические полеты в боевых условиях выявили недостаточную защищенность самолета, в результате чего на модификациях Ki-21-Ib и Ki-21-Ic была усилена броня и установлены дополнительные 7,7-мм пулеметы Тип 89, а также более вместительные бензобаки и бомбовые отсеки. Самолет оснащался 634-киловаттными звездообразными двигателями Накадзима На-5 KAI. К моменту вступления Японии в войну с США в декабре 1941 г.. большая часть бомбардировщиков Мицубиси Ki-21-Ia. Ki-21-Ib и Ki-31-Ic перестали нести службу в передовых частях, которые в тому времени получили более мощные Ki-21-П, оснащенные 1119-киловаттными двигателями Мицубиси На-101 с усовершенствованными обтекателями.
США
Высоко расположенное крыло, очень большая посадочная скорость и летные характеристики, не отвечавшие требованиям, предъявляемым для двухмоторных машин, чуть не положили конец карьере Martin В-26 Marauder (Мародер), когда в октябре 1942 г специальная комиссия Воздушных сил Армии США собралась для решения его участи. Тем не менее, после ряда нововведений и модернизации В-26 стал одним из самых выносливых средних бомбардировщиков ВВС США. В ходе соревнования за право выполнить заказ на изготовление легких и средних бомбардировщиков для Воздушных сил армии США в январе 1939 г., компания Гленна Л. Мартина заполучила контракт на 200 машин В-26. Готовый пожертвовать всем ради высокой скорости, конструктор Пейтон М. Магрудер разработал центроплан с торпедооб разным фюзеляжем, двумя огромными моторами и шасси с носовой опорой. Оснащенный двумя двигателями Пратт и Уитни R-2800-5 опытный образец В-26 впервые поднялся в воздух 25 ноября 1940 г., когда компания уже получила заказ на производство 1131 машины В-26А и В-26В Первые В-26 и В-26А прибыли на летное поле в Ленгли. где базировалась 22-я бомбардировочная авиагруппа США. в феврале 1941 г.
США
Мощная и претерпевшая значительную модернизацию версия легкого бомбардировщика Мартин Мериленд, Martin Model 187 Baltimore выпускалась специально для Королевских ВВС. Первые 50 самолетов Baltimore Mk I (AG685) отправились к берегам Великобритании морем в октябре 1941 г., чтобы пройти испытания на летном пате в Бертонвуде, около Ливерпуля. Первые 150 бомбардировщиков Балтимор Мк 1 и Baltimore Мк II выпускались без управляемых с помощью механических приводов верхних фюзеляжных пулеметных башен. Одинарный 7.7-мм пулемет Виккерс К, установленный в верхней части фюзеляжа на машинах Балтимор Мк Г уступил на Балтимор Мк II место спарке пулеметов. Вследствие нехватки у Командования Королевских ВВС на Ближнем Востоке средних и легких бомбардировщиков, в январе 1942 г. первые Балтаморы были переданы в распоряжение дислоцированной в Египте 223-й эскадрильи и поначалу в боевых действиях не использовались. Затем процесс переукомплектнования новыми машинами начался в 55-й эскадрилье, которая использовала свои новые бомбардировщики Baltimore Mk III во время битвы за Газалу и боев, закончившихся падением Тобрука в мае 1942 г. На новой версии машины стояли механически управляемые турели Бултона-Пола со сдвоенными или счетверенными 7,7-мм пулеметами Браунинга. Обе эскадрильи - и 55-я, и 223-я-входя в состав 221-го авиакрыла и являлась частью бомбардировочных сил Воздушных сил Пустыни, вместе с укомплектованными Дугласами Бостон Mk II 12-й и 24-й эскадрильями SAAF (ВВС Южной Африки, бывшей тогда колонией Великобритании), продолжали вести боевые действия в районе Киренаики.
Франция
Появление Breguet 690 стало следствием запроса Министерства воздушного транспорта Франции, предложившего производственникам в 1934 г. создать двухмоторный трехместный истребитель. Свои разработки представили различные производители, и победу одержала модель Potez 630. Предложенная Бреге машина оказалась тяжелее и мощнее моделей других соискателей, так как ее конструкторы ставили перед собой задачу спроектировать многоцелевой самолет. К созданию Бреге 690 инженеры приступили в 1935 г.. а в 1937-м появился опытный образец машины, поднявшийся в воздух 23 марта 1938 г. Специалисты признали превосходство летных характеристик нового самолета над Поте 630. и Бреге получил заказ на постройку 100 легких штурмовиков-бомбардировщиков.
В результате появился Breguet 691, цельнометаллический моноплан со средне-расположенным свободнонесущим крылом, убирающимися шасси, двумя двигателями на крыльях и укороченной носовой частью фюзеляжа - по типу того, которым обладала машина Бристоль Бофайтер. Хвостовая часть фюзеляжа была, тем не менее, удлиненной и имела двух-килевое оперение.
Великобритания
В октябре 1938 т. группа конструкторов, включавшая в себя Р.Е. Бишопа и С.С. Уокера и возглавляемая Джеффри Де-Хэ-вилендом, начала работу над легким бомбардировщиком, который можно было бы, в виду неизбежного в условиях приближавшейся войны дефицита стратегических материалов, полностью изготавливался из дерева. Первый испытательный образец de Havilland Mosquito, оснащенный двумя 1089-киловаттными двигателями Мерлин (Merlin) 21, поднялся в воздух 25 ноября 1940 г. Летные характеристики машины с самого начала оказались выше всяких похвал, поскольку она могла развивать большую скорость, чем любой из находившихся в то время на вооружении у Королевских ВВС истребителей-перехватчиков. Первые десять серийных машин были сконструированы как легкие бомбардировщики de Havilland Mosquito B.Mk IV серии 1 с остекленным носом и внутренними бомбовыми отсеками: первый из них, W4072, поднялся в воздух 8 сентября 1941 г. Главкой серийной модификацией стал, Mosquito B.Mk IV серии П. оснащавшийся двигателями Мерлин 21, 23 или 25, которые помещались в удлиненных гондолах. 105-я эскадрилья, входившая тогда во 2-ю (бомбардировочную) авиагруппу и базировавшаяся в Мерхеме, получила свои первые Москито B.Mk IV весной 1942 г. 31 мая. На следующее утро после рейда «тысячи бомбардировщиков», первой целью для нее стал Кельн.
Великобритания
В 1932 г. в ответ на спущенные Воздушным Министерством технические требования, группа конструкторов из концернаХендли Пейдж, возглавляемая Г.Р. Волкертом, разработала машину Handley Page HP.52. Этот двухмоторный самолет имел очень узкий, но довольно глубокий стреловидный фюзеляж. Машина, оснащенная двумя двигателями Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) PE.55(a), впервые поднялась в воздух 21 июня 1935 г.; за штурвалом ее находился майор Дж. Л. X. Б. Кордес. Первый серийный HR 52, получивший в Королевских ВВС наименование Handley Page Hampden Mk 1, отправился в испытательный патет 24 июня 1938 г., после чего поступил в распоряжение летной школы в Юпейвене. К декабрю 5938-го полным ходом шел процесс переоснащения этой машиной 49-й. 50-й и 83-й эскадрилий Командования бомбардировочной авиации Королевских ВВС.
Великобритания
Двухмоторный скоростной Bristol Type 142, впервые поднявшийся в воздух 12 апреля 1935 г., был сконструирован по заказу газетного магната лорда Ротермера. Самолет задумывался как транспортная машина, однако продемонстрированные ею летные характеристики оказались настолько впечатляющими, что модель 142, а затем и 142М были приняты за основу для разработки легкого бомбардировщика. Результатом стало появление машины Bristol Blenheim Mk 1, купленной чуть ли ни прежде, чем она сошла с чертежного стола конструкторов. Первые машины прибыли в распоряжении базирующейся в Уайтоне 114-й эскадрильи в марте 1937 г. В момент Мюнхенского кризиса сентября 1938-го Бленхейм Mk 1 находился на вооружении 16 эскадрилий из состава 1-й, 2-й и 5-й (бомбардировочных) авиагрупп Командования бомбардировочной авиации. В первых числах января 1938 г. Бленхейм Mk 1 поступил на вооружение базировавшейся в Ираке 30-й эскадрильи, а годом позже другие машины этой серии были предоставлены в распоряжение авиационного штаба в Индии. Бленхейм Mk 1 оснащался двумя 626-киловаттными звездообразными двигателями Бристоль Меркурий (Bristol Mercury-) V111.
Классификация машин, подпадающих под данную категорию, представляет ряд сложностей: на звание легких и средних бомбардировщиков могло бы претендовать довольно большое число самолетов. В данном разделе представлены типичные представители этого семейства, рассказывается об их феноменальном развитии и использовании в ходе войны.

Легкие и средние бомбардировщики времен Второй мировой войны представляют собой своего рода прослойку и занимают место между истребителями с одной стороны и тяжелыми стратегическими бомбардировщиками вроде Боинга В-17, Консолидейтид Б-24, Авро Ланкастер и Хендли Пейдж Галифакс - с другой. По ряду причин японцы, немцы и итальянцы не смогли запустить в массовое производство по-настоящему эффективный четырехмоторный бомбардировщик дальнего радиуса действия. Хейнкель Не 177А-5, чья ненадежность и постоянные проблемы с обслуживанием не позволили авиации стран «оси» широко использовать данную машину, нашел лишь ограниченное применение в составе немногих авиагрупп.