ProLine

Авиация второй мировой войны

Бериев Бе-2 (МБР-2)

СССР
Никогда всерьез не рассчитывавший вести полномасштабную войну на море с какой-нибудь из крупных стран, в 30-е гг. СССР не видел смысла в приоритетном строительстве гидросамолетов для своих военно-воздушных сил, которые в то время технологически по многим параметрам отставали от ВВС других стран. Только разработка конструктора Г.М. Бериева привлекла внимание летного начальства, и эта машина, а также дальнейшие ее модификации стали единственной советской летающей лодкой, несшей службу в ВВС и ВМФ Советского Союза во время Второй мировой войны.

МБР-2 (позднее переименованный в Бе-2) впервые поднялся в небо в 1931 г. и в то время считался вполне современным летательным аппаратом по общемировым стандартам. Машина представляла собой одномоторный моноплан с деревянным корпусом, созданный для нужд береговой авиации в Балтийском и Черном морях. Однако машина могла использоваться также с колесным или лыжным шасси. Начало Второй мировой войны ускорило появление новой модификации, МБР-2бис. оснащенной 642-киловаттным двигателем АМ-34, пришедшим на смену 507-киловаттныму М-17, и большего объема топливными баками.

Кант Z.501 Габбиано

Италия
Вторую мировую войну, легкий разведывательный гидросамолет Cant Z.501 Gabbiano (Чайка) широко использовался в Реджиа Аэронавтика. Спроектированный конструктором Филиппо Дэапатта в начале 30-х гг., опытный образец машины впервые поднялся в небо в 1934-м в Монфальконе, Триест. В конце того же году он установил новый рекорд дальности полета для гидросамолетов, пролетев без посадки 4120 км - расстояние между Монфальконе и Массавой в Эритрее. В июле следующего г. Габбиано поднял планку мирового рекорда, покрыв дистанцию в 4957 км между Монфальконе и Берберой в Сомали.

Серийное производство Z.501 началось в 1935-м, a в следующем г. первые самолеты поступили в распоряжение эскадрильи военно-морской разведки (squa-driglie da ricognizione marittima) Реджиа Аэронавтика. Построенный целиком из дерева Z.501 (тканью покрывались только плоскости управления) представлял собой самолет с крылом типа «парасоль», оснащеный 12-цилиндровым рядным двигателем Изотта Фраскини жидкостного охлаждения, установленным в удлиненной гондоле с полукольцеобразным капотом на крыле над фюзеляжем.
США
ВМФ США сделало заказ на этот самый выдающийся из гидросамолетов с крылом типа «парасоль», Consolidated PBY Айзека Леддона, еще в октябре 1933 г. Впервые машина поднялась в воздух с двумя 615-киловаттными звездообразными двигателями Пратт и Уитни R-1830-58 полтора г. спустя - 28 марта 1935-го. Одной из особенностей летающей лодки являлись поддерживавшие поплавки, которые, будучи убранными, превращались в законцовки крыльев. Очень скоро поступил заказ на серийное производство, и в октябре 1936 г. летающие лодки PBY-1, оснащенные более мощными двигателями R-1830-64, начали нести службу в составе патрульной эскадрильи VP-11F. В следующем г на вооружение ВМФ США поступил PBY-2, затем PBY-3, снабженный двумя 746-киловаттными (1 000 л.с.) двигателями. Появившийся в 1938 г. PBY-4 оснащался блистерными пулеметными установками у миделя, ставшими постоянной отличительной чертой летающих лодок Catalina, как теперь назывался гидросамолет. С началом Второй мировой войны от Великобритании, Австралии, Канады и Голландской Ост-Индии поступили заказы на производство Кэталин новой модификации, PBY-5, оснащавшейся 895-киловаттными звездообразными двигателями R-1830-92.
США
В 1937 г., раззадоренный успехом PBY Кэталина компании Консолидейтид, компания Мартин - другой не менее крупный поставщик воздушных судов для ВМФ США - ответила на брошенный конкурентом вызов созданием двухмоторного моноплана с высоко расположенным крылом, Martin Model 162. Летающая лодка отличалась глубокой осадкой и двухкилевым хвостовым оперением, оснащалась установленными на изгибах крыла типа «чайка» (так чтобы на винты попадало меньше брызг) 1194-киловаттными звездообразными двигателями Райт Циклон R-2600-6. Опытный образец гидросамолета, ХРВМ-1, осуществил свой первый палет 18 февраля 1939 г. До конца 1939 г. производитель получил заказ на двадцать РВМ-1, в течение 1941 г. поступивших в распоряжение эскадрильи дозорной авиации VP-74. Заказ на производство 379 летающих лодок РВМ-3 Mariner был подписан в 1940-м. Было выпущено пятьдесят машин версии не оснащенного вооружением транспорта PBM-3R, способного перевозить до 20 пассажиров 274 гидросамолета РВМ-3С получили стандартизированное американо-британское оборудование, а 201 летающая лодка PBM-3D оснащалась двигателями R-2600-22, усиленным вооружением и броней.
США
Продолжая проводить в жизнь политику изоляционизма, в середине 30-х гг. США осознавали возможность начала новой мировой войны и предполагали, что боевые действия будут вестись в океане вдоль границ североамериканского континента. В связи с этим правительство посчитало необходимым создание военно-морского разведывательного самолета и бомбардировщика для использования в составе авиации ВМФ США. 27 июля 1936 г. был подписан контракт на проектирование и разработку такого самолета с компанией Консолидейтид Эйркрефт Корпорейшн. Созданная конструкторами машина получила наименование Consolidated XPB2Y-1. Она представляла собой четырехмоторный моноплан с высоким расположением крыла, однокилевым хвостовым оперением и убирающимися поддерживающими поплавками на законцовках плоскостей. Состоявшийся 17 декабря 1937 г. дебютный полет опытного образца выявил серьезные проблемы, связанные с продольной устойчивостью машины в воздухе: кроме того, ее поведение на поверхности воды (остойчивость} оставляло желать лучшего. Со временем была произведена замена однокилевого оперения двухкилевым с округлой конфигурацией. После проведения испытаний, от ВМФ США поступил заказ на выпуск шести серийных экземпляров PB2Y-2, поступивших в распоряжение эскадрильи VP-13 из состава морских патрулей ВМФ США 31 декабря 1940 г.

Каваниси Н8К

Япония
Хотя было построено всего 167 экземпляров мощного Kawanishi H8K, этот гидросамолет, вобравший в себя многие передовые достижения в области создания такого рода машин, стал одной из лучших летающих лодок, выпускавшихся серийно во время Второй мировой войны. Спроектированный в соответствии с техническими требованиями 1938 г. по созданию четырехмоторного воздушного судна военно-морской разведки, опытный образец
превосходивший британский Шорт Зандерленд, отправился в свой первый полет в январе 1941 г. Однако поначалу машина продемонстрировала сложность в управлении на воде. Конструкторы провели ряд усовершенствований, и после удачного прохождения эксплуатационных испытаний, самолет был запущен в серийное производство как морской тип 2, гидросамолет, модель 11, оснащенный четырьмя 1141-киловаттными звездообразными двигателями Мицубиси Касей 11 или 12. Вооружение ранней модификации машины состояло из двух 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов.

Каваниси H6K

Япония
Впервые поднялся в воздух в июле 1936 г., большой четырехмоторный гидросамолет - моноплан с крылом типа «парасоль» - Kawanishi Тип 97 во многом походил на американские и французские летающие лодки середины 30-х гг. Когда в декабре 1941-го страна вступила в войну, эта машина оказалась единственным японским разведывательным гидросамолетом дальнего радиуса действия. Прежде немало сил было понапрасну растрачено на перепрофилирование машины и передачу его в распоряжение японских торговых организаций, которые вели свою деятельность в Тихоокеанском регионе. Первая версия военного гидросамолета Н6К1 начала нести службу в Императорском флоте Японии в 1938 г.; за ней последовало десять машин Н6К2. Первый серийный вариант, Н6К4, оснащался четырьмя звездообразными двигателями Мицубиси Кинсей 43, вооружением из четырех 7,7-мм пулеметов (в носу и у миделя), а также 20-мм пушкой в башенке в хвостовой части фюзеляжа и могла нести 800 кг бомбовой нагрузки или торпеды. Во времена Перл-Харбора в распоряжении японского флота насчитывалось 66 таких самолетов, причем машины более позднего выпуска оснащались двигателями Кинсей 46.

Дорнье Do 24

Германия
Еще одним весьма грациозным творением компании Дорнье, стал гидросамолет Dornier Do 24, создававшийся в 1936-м изначально по запросу Королевской военно-морской службы Нидерландов, которой требовался гидросамолет для эксплуатации в Ост-Индии. Do 24 представлял собой «парасоль» - тип моноплана с крылом, установленным над фюзеляжем на специальных стойках - с размещенными на большом крыле тремя двигателями, снабженный поддерживающими поплавками (Flossentummeln) для обеспечения лучшей остойчивости. Первый полет опытного образца Do 24, оснащенного 664-киловаттными звездообразными двигателями Райт R-1820 Циклон, прошел 3 июля 1937-го. В том же году самолет, за котором последовали 11 идентичных серийных машин с наименованием Do 24K, поступил в распоряжение Нидерландов. Еще 25 машин было выпущено по лицензии компанией Авиоланда/де-Шельде до германского вторжения 10 мая 1940 г. Многие из этих голландских самолетов служили потом на Тихоокеанском ТВД, а 6 экземпляров в конечном итоге попали в распоряжение Королевских ВВС Австралии.

Дорнье Do 18

Германия
Серию успешных предвоенных гидросамолетов, начавшуюся в 20-е гг. с Dornier Wai (Кит) подхватили трансатлантические «почтальоны» (Муссон, Циклон, Зефир, Памперо и Эол), а завершил высокоплан Dornier Do 18D, уже как первый перепрофилированный для нужд военной авиации самолет. Do 18D-1 и Do 18D-2, оснащенные двумя 448-киловаттными рядными дизельными двигателями с жидкостным охлаждением Юмо 205С, устанавливаемыми последовательно в гондоле на высоко расположенном крыле, начали выходить из сборочных цехов в 1938-м и в сентябре того же г. стали поступать в распоряжение Люфтваффе. Установилась традиция комплектовать вторую эскадрилью в составе каждой группы береговой авиации летающими лодками Do 18: например, 2-я эскадрилья 306-й группы береговой авиации, тогда как другие эскадрильи обычно летали на поплавковых самолетах Хейнкель Не 59. Вооружение машини состояло из 7,92-мм пулемета в открытой носовой кабине и такого же в кабине у миделя. В 1939-м стала выпускаться более мощная модификация.
Германия
Самым большим гидросамолетом, выпускавшимся серийно во время Второй мировой войны, стал шестимоторный Blohm und Voss Bv 222 Wilting, разработанный в 1936 г. для компании Дойче Люфтганэа. 24-местная пассажирская машина предназначалась для выполнения рейсов в Северной и Южной Атлантике. Однако первый прототип, Bv 222 VI, пилотируемый капитаном авиации Гельмутом Ваза Родигом, совершил свой первый полет лишь 7 сентября 1940 г., когда ни о каких пассажирских перевозках речь уже не шла. Летные характеристики получили одобрение экспертов Люфтваффе, и гражданский экипаж провел первые эксплуатационные испытания самолета, совершив перелет из Гамбурга в Киркинес 10 июля 1941 г. Затем, обычно эскортируемый двумя истребителями Мессершмитт Bf 110. Блом унд Фосс Bv 222 VI, оснащенный шестью звездообразными двигателями Брамо Фафнир, начал постоянные полеты к побережью Северной Африки, достаатая туда необходимые для немецких солдат грузы. Поскольку после ряда встреч с истребителями союзников машина только чудом осталась цела, конструкторам пришлось подумать о размещении защитного вооружения.

Блом унд Фосс Bv 138

Германия
Прототип Blohm und Voss На 138 VI, изначально, в 1934 г., разрабатывавшегося как разведывательный гидросамолет дальнего действия, поднялся в воздух 15 июля 1937 г. Машина отличалась высокорасположенным крылом типа «чайка», парными хвостовыми балками и тремя двигателями Юмо 205С. Проблемы с продольной устойчивостью и поведением опытного образца на поверхности воды (остойчивостью) вынудили конструкторов в процессе создания шести предсерийных моделей. Bv 138A-0, отличавшихся больших размеров корпусом, произвести ряд значительных переделок - в частности, отказаться от использования.

Первые 25 серийных Bv 138A-1 начали совершать полеты в апреле 1940 г. Приняв некоторое участие в ходе вторжения германской армии в Норвегию, в конце того же г. самолеты начали боевую службу на западе Франции. Решено было произвести некоторые конструктивные изменения, усилив каркас машины и установив более мощные двигатели - 656-киловаттные Юмо 205D. Так появился двадцать один самолет Bv 138B-1, четырнадцать из которых покинули сборочные цеха в декабре, а еще семь - уже в начале 1941-го.

Шорт Сандерленд

Великобритания
Грациозный гидросамолет класса С Империя, заказанный для авиакомпании Импириел Эруэйз в 1934-м, представлял собой новое слово в конструировании летающих лодок. Поэтому было вполне логично, с появлением технических требований R.2/33 по созданию военного четырехмоторного гидросамолета-разведчика, перепрофилировать уже существующий лайнер. Первый опытный образец Short Sunderland поднялся в воздух в октябре 1937 г., а уже через восемь месяцев прошел полет первого серийного самолета Sunderland Mk I. С началом войны четыре эскадрильи - № 204 в Саллем-Воу, № 210 в Пембрук-Док, № 228 (возвратившиеся в Великобритания из Египта) и дислоцированная в Сингапуре № 230 - прошли переукомплектование машинами Сандерленд Мк I. Скоро «больше лодки» попали в выпуски новостей, когда 21 сентября 1939 г. две из них, действовавшие в составе 204-й и 228-й эскадрильи, спасли весь экипаж торпедированного торгового судна «Кенсингтон Корт». В январе 1940-го, едва заметив в небе над собой Сандерленд из 228-й эскадрильи, немедленно ушла на глубину вражеская подлодка.
Великобритания
Созданный в соответствии с теми же техническими требованиями характеристики R. 24/31, что и Сэйро Лондон, двухмоторный гидросамолет-биплан Supermarine Stranraer оставался в строю несколько дольше чем Лондон, которому его обычного предпочитали экипажи, имевшие возможность сравнить обе машины. Опытный образец, получивший изначально наименование Singapore V и оснащавшийся звездообразными двигателями Бристоль Пегас IIIM с двухлопастными деревянными воздушными винтами, впервые поднялся в небо в середине 1935 г., сразу же после чего был переименован в Стренрейр. В октябре и ноябре 1935-го машина прошла сравнительные испытания вместе с Лондоном в 210-й эскадрильи, в результате чего эксперты пришли к выводу, что самолету не хватает мощности. В декабре 1936 г. началась передача летным частям серийных машин с двумя звездообразными двигателями Пегас X, снабженными трехлопастными металлическими воздушными винтами Фэрли Рид.
Великобритания
Один из оставшихся невоспетым героев Второй мировой войны, гидросамолет Superniarine Walrus (Морж) появился в результате частной инициативы конструктора, занявшегося дальнейшей разработкой самолета Seagull I (Чайка) обр. 1922, и впервые поднялся в воздух 21 июня 1933-го как Seagull V. Заказ, сделанный правительством Австралии, побудил 702-е звено катапультных воздушных судов Королевского Флота произвести оценку летных характеристик новой машины, что в свою очередь привело в 1935 г. к заключению пробного контракта между производителем и Воздушным министерством на 12 самолетов Уолрес Мк I. После дальнейших испытаний, в ходе которых Уолрес в полностью снаряженном состоянии был катапультирован с борта Его Величества корабля «Нельсон», стороны заключили новый контракт на 204 серийных машины, оснащенных 474-киловаттным звездообразным двигателем Пегас II м2. В 1936-м этот небольшой гидросамолет стал поступать на вооружение военно-морской авиации. В начале Второй мировой войны Уолресы несли службу на линкорах и крейсерах Королевского Флота на самых разных ТВД. При этом главным их предназначением стало боевое патрулирование - загоризонтный поиск вражеских судов. Также Уолресы использовались для корректировки огня, обнаружения подлодок и охраны конвоев.

Сэйро Лондон

Великобритания
Отражающий британские традиции строительства гидросамолетов, зародившиеся еще в 20-е гг., двухмоторный биплан Saro London имел цельнометаллический каркас и обшивку фюзеляжа, а крылья и хвостовое оперение с обшивкой из ткани. Машине было суждено нести службу в Командовании береговой авиации Королевских ВВС в течение двух первых лет Второй мировой войны. Созданный в соответствии с техническими требованиями Воздушного министерства R. 24/31 опытный образец впервые поднялся в небо в 1934 г. Он был оснащен двумя установленными на верхних плоскостях 559-киловаттными звездообразными двигателями Бристоль Пегас III. Такое размещение силовой установки предохраняло моторы от брызг во время взлета и посадки. В период между 1934 и 1936 гг. опытный образец проходил эксплуатационные испытания в составе 209-й и 210-й эскадрилий в Фелнксстоуве и на Гибралтаре. Серийные машины начали поступать в летные части в марте 1936 г.

Сэйро Лерик

Великобритания
Двухмоторный Saro Lerwick проектировался в соответствии с технической заявкой R. 1/36 на создание морского самолета-разведчика среднего радиуса действия, однако его конструкторов ждало самое настоящее фиаско. Впервые поднявшийся в небо накануне нового, 1939 г., опытный образец отличался двухкилевым хвостовым оперением, но с самого начала продемонстрировал недостаточную боковую устойчивость в воздухе. В крейсерском полете машина постоянно проявляла тенденции сваливаться на крыло и «рыскать», что лишало пилота возможности лететь «без рук». Этот серьезный недостаток не мог не стать приговором для патрульного судна морской авиации. Со временем конструкторы пришли к выводу о необходимости установить однокилевое оперение со стабилизатором и рулем направления большей площади, что наряду с другими изменениями помогло сделать самолет более послушным в воздухе. Начиная с седьмой серийной машины был увеличен угол атаки крыла, а воздушный винт заменен другим, большего диаметра, который более подходил к звездообразному двигателю Геркулес II.

Летающие лодки

В первые годы Второй мировой войны летающие лодки играли очень важную роль, позволяя увеличивать радиус действия дальних морских дозоров. Однако с появлением все большего количества самолетов дальней авиации наземного базирования, более удобных в применении, способных взлетать и садиться на обычных аэродромах, летающие лодки утратили значительную часть своей привлекательности.

Если к жизни сражающихся людей вообще применимы слова вроде «очарование», то они никак не подходят для описания повседневного труда экипажей летающих лодок Второй Мировой. Немногие страны почтили интересом самолеты подобного класса накануне военной грозы, так что, когда она разыгралась, конструкторы и техники срочно принялись переоборудовать для выполнения боевых задач состарившиеся на службе машины гражданской авиации. Во время войны ни одной стране не удалось создать конструктивно принципиально новой машины, которая успела бы пойти в серию, а тем более поучаствовать в боевых действиях до их окончания. Как и следовало ожидать, государства, обладавшие наиболее мощными военно-морскими флотами, — такие, как США, Великобритания и Япония - с самого начала располагали наиболее удачными воздушными судами подобного класса, среди которых можно назвать Консолидейтид PBY Каталина, Шорт Сандерленд и Кавасаки Н8К Эмили.