ProLine

Авиация второй мировой войны

Германия
Немцы возлагали большие надежды на Messerschmitt Me 210, впервые поднявшийся в воздух 2 сентября 1939 г., как на машину, способную придти на смену Bf 110. Однако после того как опытный образец (оснащенный, как и Bf 110, двухкилевым оперением) продемонстрировал хроническую неустойчивость в воздухе, а позднее разбился при попытках испытать его на устойчивость к перегрузкам (даже после того как конструкторы вернулись к широкому однокилевому оперению), темпы ведения работ замедлились. С первого полета прошло больше г., прежде чем в конце 1940 г. несколько предсерийных самолетов поступило в распоряжение 210-й испытательной группы, подразделения, сформированного для проведения испытаний в боевых условиях до начала битвы за Англию. Главным вариантом штурмовика стала модель Me 210A-2 с двигателем DB 601Аа и Me 410C-2 с двигателем DB 605B; этими самолетами начали комплектовать II авиагруппу 1-го штурмового авиакрыла (II/ZG 1) вскоре после нападения Германии на СССР. Однако после серии катастроф из-за неспособности пилотов справиться с управлением в момент волновых срывов, происходивших в ходе атак на наземные цели, машину немедленно убрали с передовой. Тем не менее к середине 1942 г. конструкторы сумели найти средство борьбы с «болезнью» (установив предкрылки), и из сборочных цехов вышло 600 самолетов этой модификации, на большинстве из которых было проведено вышеназванное усовершенствование.
Германия
Как и многие немецкие самолеты, приспособленные для выполнения иных оперативных задач, чем те, для которых они изначально создавались, Zerstarer (тяжелый истребитель) Messerschmitt Bf 110 оказался неспособным справиться с задачами, которые ставились перед ним, как перед самолетом сопровождения дневной бомбардировочной авиации в тех случаях, когда ему приходилось сталкиваться с современными одноместными истребителями-перехватчиками. Зато он широко использовался как штурмовик и истребитель-бомбардировщик. В ходе битвы за Британию Bf 110C и 110D из состава 1-й учебной эскадры, II группы 26-й эскадры тяжелых истребителей «Хорст Вессель», 1 группы 76-й эскадры тяжелых истребителей, а также из 1-й и 2-й эскадрилий 210-й испытательной группы совершили большое количество боевых вылетов как истребители-бомбардировщики. Последние эскадрильи входили в авиагруппу, специально созданную и поставленную под командование капитана Вальтера Рубенедерффера (погибшего позднее во время налета на пригород Лондона 15 августа 1940 г.), чтобы продемонстрировать совместную тактику действий истребителей-бомбардировщиков и самолетов наведения.
Германия
Хеншель стал одной из четырех компаний (другие три: Фокке-Вульф, Гота и Гамбургер Флюгцейгбау), которым в апреле 1937 г. Имперское министерство авиации представило технические требования по сознанию двухмоторного штурмовика. Он должен был оснащаться минимально двумя 20-мм пушками MG FF и иметь мощную броневую защиту для двигателей и экипажа. Конкурс за право участвовать в дальнейших разработках 1 октября 1937 г. выиграли два проекта - Фокке-Вульф Fw 189C и Henschel Hs 129. Последний представлял собой созданную инженером Фридрихом Николаусом машину с фюзеляжем треугольного сечения и несущей обшивкой из легких сплавов. Он отличался затруднявшим обзор маленьким фонарем пилотской кабины и выступавшими из-под капота некоторыми узлами двигателя. Лобовое стекло изготавливалось из 75-мм бронированного стекла, а обшивка носовой части фюзеляжа делалась из стальных листов.
Германия
Созданный в соответствии с заданными характеристиками для пикирующего бомбардировщика, спущенными в 1933 г., одноместный полутораплан Henschel Hs 123 имел цельнометаллическую конструкцию с матерчатым покрытием только задней части крыльев и стабилизаторов. Оснащенный 485-киловаттным звездообразным двигателем BMW 132A-3, опытный образец поднялся в воздух и быстро доказал свое превосходство над соперником - Фиэелером Fi 98. Третий опытный образец патучил вооружение, состоявшее из двух неподвижных стреляющих вперед 7,92-мм пулеметов MG 17, установленных в верхней части фюзеляжа. В августе 1935-го первые три машины перелетели в Рехлин для проведения испытаний, во время которых две из них разбились из-за того, что в пике у них оторвались крылья. Четвертая опытная машина, при подготовке которой конструкторы учли прежние ошибки, успешно прошла испытания, и компания получила заказ на первую партию серийных самолетов Hs 123А-1, на которых сохранился «пузырчатый» капот второго и третьего прототипов, в отличие от капота типа NACA, свойственного первому.
Германия
Первый опытный образец моноплана с низко расположенным свободнонесущим крылом и несущей обшивкой Focke-Wulf Fw 190 вырулил на взлетную полосу в мае 1939-го, а впервые поднялся в небо 1 июня того же г. Первый полет второй машины прошел в октябре: Fw 190 V2 оснащался двумя 13-мм пулеметами MG 131 и двумя 7,92-мм пулеметами MG 17. Изначально в серию пошел самолет модификации Fw 190А-1, который, летая в составе 6-й эскадрильи 26-й истребительной эскадры (6./JG 26), впервые померялся силами с Супермарин Спитфайрами Королевских ВВС 27 сентября 1941 г. В версии истребителя-бомбардировщика самолет выпускался в двух модификациях, включая Fw 190A-5/U6 и предназначенный для дальних полетов Fw 190A-5/U8: штурмовик Fw 190A-5/U11 вооружался 30-мм пушками МК 103, устанавливаемыми под каждой из плоскостей. Fw 190A-5/U14 и Fw 19OA-5/U15 представляли собой версию торпедоносца, способного нести, соответственно торпеду LT F5b и LT 950, в то время как в консольную часть крыла Fw 190A-5/U16 ставилась 80-мм пушка МК 108.
Германия
Хотя Junkers Ju 88 задумывался как машина, способная сбрасывать бомбы и в пике, и в горизонтальном полете, ранние версии самолета редко применялись в качестве средств поддержки наземных частей, как тот же пикирующий бомбардировщик Ju 87. Преимущественно они использовались для бомбометания в горизонтальном полете, для которого очень подходили по своим замечательным летным характеристикам. Только в 1942-м, по мере накала боевых действий на Восточном фронте, взоры летного начальства обратились к версии штурмовика, Ju 88Р. Прототип Ju 88P VI, представлявший собой переоборудованный Ju 88A-4, оснащался одной 75-мм пушкой KwK 39, помещавшейся в большом обтекателе под фюзеляжем. В ходе испытаний, проведенных с захваченными советскими танками Т-34 на полигоне в Рехлине в 1943-м, удалось достигнуть ожидаемых результатов. Затем появилось несколько Ju 88P-1, отличавшихся характерным для Церштерер (тяжелый истребитель, или истребитель-штурмовик) серии С «жестким» носом, броневой защитой двигателей и более подходившей для выполнения поставленных задач полуавтоматической 75-мм противотанковой пушкой РАК 40L.
Германия
Навсегда заклейменный как орудие нацистского террора, Junkers Ju 87 (широко известный как Stuka, что представляет собой сокращение от Sturzkampfflugzeug (пикирующий бомбардировщик) тем не менее представдят собой довольно удачную машину, обеспечивавшую весьма высокую точность бомбометания - в тех случаях, правда, когда в небе отсутствовали вражеские истребители. Задуманный как средство огневой поддержки наземных частей в рамках тактических задач будущего Блицкрига Вермахта. Ju 87 впервые подначен в воздух в 1935-м. Небольшое число Jo 87A-1 и Ju 87B отправлялось на задания, находясь в составе Легиона Кондора в Испании в 1938-1939 г. Для воздушной поддержки вторжения в Польшу Люфтваффе задействовало все пять эскадр пикирующих бомбардировщиков, укомплектованных Ju 87. Именно в ходе этой кампании, когда самолеты Люфтваффе повсеместно господствовали в воздухе, практически не встречая сопротивления, родилась легенда Штуки.
Италия
Пропаганда фашистского режима Муссолини трубила о достижениях национального самолетостроения, когда в 1936-м в небе появился моноплан с высокорасположенным крылом и хорошими аэродинамическими характеристиками Breda Ва.88 Lince (Рысь) В апрепе 1937 г. на этой машине были установлены два мировых рекорда скорости. Едва лишь Ва.88, призванного стать aеroplane di combattimento - машиной, пригодной для использования в качестве штурмовика саматета дальней разведывательной авиации или легкого бомбардировщика, - оснастили вооружением и всем прочим, что полагается боевому самолету, как его роскошные летные характеристики поблекли. Между тем заказ на производство фирма уже получила, и машина пошла в серию.

16 июня 1940 г., практически сразу же после объявления Италией войны Франции и ее союзникам, Ва.88 получили свое первое боевое крещение. Двенадцать машин из 19-й отдельной авиагруппы Реджиа Аэронавтика подвергли бомбардировке и пулеметному обстрелу главные аэродромы на Корсике; тремя днями позже девять Ва.88 осуществили повторный налет.
Италия
Задумывавшийся как aeroplane di combattimento (боевой самолет), способный, смотря по ситуации, выполнять функции истребителя-перехватчика, легкого бомбардировщика или самолета-разведчика/штурмовика, опытный образец Breda Ва.65 впервые поднялся в небо в сентябре 1935 г. Практика боевых действий в Испании показала, что Ва.65 подходил талько для поддержки с воздуха наземных частей, и впоследствии он нес службу в составе большинства из восьми эскадрилий, приписанных к двум - 5-му и 50-му - силам штурмовой авиации Реджиа Аэронавтика. Прежде чем в июле 1939 г производство было свернуто, из заводских цехов успела выйти вторая серия из 137 машин, построенных фирмой Бреда (80 единиц) и Капрони-Виццола (57 единиц). Их отличие от самолетов первой партии состояло в том, что на них ставился двигатель Фиат А. 80. Шесть Ва.65, оснащенных силовыми установками фирмы Фиат и еще четыре - моторами Гном-Рона, поступили в распоряжение действовавшего в Испании в 1938-м Воздушном легиона (Aviazione Legionaria).
Италия
В 1935 г. на выставке в Милане впервые был представлен опытный образец шестиместного пассажирского транспортного судна с низким расположением крыла Caproni Beigamaschi Ca 306 Borea (Северный ветер). Хотя сам Борея массово почти не выпускался, он представлял собой прообраз класса легких двухмоторных самолетов, предназначавшихся для выполнения самого разного рода задач. Первым из них стала машина с подобным названием Са-309 Ghibli (Ветер пустыни), 78 единиц которой было выпущено для применения в Ливии. В военном варианте машина с удлиненным застекленным носом, бомбодержателями, фотокамерами и состоявшим из трех 7,7-мм пулеметов вооружением, служила в качестве легкого транспортного самолета или бомбардировщика-разведчика. Еще одна модель отличалась наличием неподвижной стреляющей вперед 20-мм пушки. Когда летом 1940-го Италия вступила в войну, в строю находились семь эскадрилий, оснащенных Гибли.

Разрабатывавшийся параллельно с Гибли Са 310 Libeccio (Юго-западный ветер) конструктивно был схож с более ранней версией, однако имел убиравшееся шасси и оснащался двумя 350-киловаттными звездообразными двигателями Пьядджо Р. VII С.35. Самолет экспортировался в Норвегию. Перу и Югославию, которая приобрела еще 12 машин, носивших наименование Са 310bis; эта модификация отличалась полностью застекленной, лишенной выступа носовой частью фюзеляжа.
Япония
Ki-96 создавался на базе двухмоторного одноместного истребителя, однако работа над ним была остановлена после завершения постройки трех опытных образцов. Kawasaki Ki-102b задумывался как двухместный атакующий истребитель для использования его в качестве средства поддержки наземных частей. Некоторые узлы Ki-96 были использованы при строительстве опытных образов Ki-102, сооружение первого из которых закончилось в марте 1944 г. Новая машина представляла собой моноплан со свободнонесущим крылом среднего расположения, обычным хвостовым оперением, убирающимися шасси с хвостовой опорой и двумя звездообразными двигателями Мицубиси На-112-II. Экипаж Ki-102, состоявший из двух человек, помещался в расположенных тандемом двух отдельных кабинах. После первых образцов последовало строительство 20 предсерийных самолетов, а в октябре 1944 г. начался массовый выпуск.
Япония
Командование Императорской армии Японии, частям которой в 1937-м в Китае пришлось иметь дело с бомбардировщиком СБ-2 Туполева советского производства, были удивлены его возможностями. Машина демонстрировала такую высокую максимальную скорость полета, что имевшиеся на вооружении у японцев истребители не могли угнаться за ней. Сделав свои выводы, армейское начальство дало задание компании Кавасаки разработать лучший, чем советский, двухмоторный легкий бомбардировщик, способный развить максимальную скорость около 485 км/ч. Работа над самолетом, впоследствии получившим наименование Kawasaki Ki-48, началась в январе 1938 г., и ее результатом стало появление моноплана с обычным хвостовым оперением, со свободнонесущим крылом среднего расположения и убирающимися шасси с хвостовой опорой. В своем первозданном варианте самолет оснащался двумя 708-киловаттными звездообразными двигателями Накадзима На-35, устанавливавшимися в гондолах, далеко выступающих перед передними кромками плоскостей. В снабженном бомбовым отсеком фюзеляже мог поместиться экипаж из четырех человек, из которых трое (бомбардир, штурман и радист) также выполняли функции воздушных стрелков.
Япония
В начале 1937 г. компания Кавасаки получила предложение Императорской армии Японии начать разработку и строительство двухмоторного истребителя пригодного для дальних полетов над Тихим океаном. Идея была навеяна японскому командованию подобного рода разработками, ведущимися в других странах, преимущественно в Германии, как раз завершавшей процесс запуска в серию Мессершмиттов Bf 110. Опытный образец Kawasaki Ki-45 Toru (Дракон-убийца), моноплан со средним расположением свободно несущего крыла и убирающимся шасси с задней опорой, поднялся в воздух в 1939-м. Обтекаемый фюзеляж позволял разместить в кабине экипаж из двух человек, сидевших один за другим. Однако возникли проблемы с установкой двигателей, вследствие чего Ki-45 KAIa пошел в серию не ранее сентября 1941 г. Вооружение машин первых серий состояло из 20-мм пушки переднего боя, двух 12,7-мм пулеметов в носовой части фюзеляжа и 7,92 мм пулемета, установленного на подвижной станине в кабине с хвостовой части; он также оснащался бомбодержателями для несения двух сбрасываемых подвесных топливных баков или двух 250-кг бомб под плоскостями.
Япония
Императорской армии Японии от декабря 1937 г. на создание самолета-штурмовика, который руководство компании Мицубиси предполагало разрабатывать на базе легкого бомбардировщика Ki-30, было построено два опытных образца новой машины, получившей обозначение Mitsubishi Ki-51. Имевший те же очертания, что и Ki-30, новый самолет отличался меньшими размерами, улучшенной конструкцией пилотской кабины, где оба члена экипажа помещались ближе друг к другу. Кроме того, поскольку оснащение машины бомболюком не предусматривалось, конструкция имела не среднее, а низкое расположение крыла. В качестве силовой установки выбор пал на звездообразный двигатель Мицубиси Ha-26-II.

Вслед за прошедшими испытания летом 1939 года двумя первыми опытными образцами, участие в эксплуатационных испытаниях приняли еще одиннадцать, строительство которых закончилось ближе к концу года. По сравнению с опытными экземплярами они несли в себе ряд изменений, главными из которых можно назвать установку отклоняемых предкрылков для улучшения поведения машины на малой скорости и броневых пластин под двигателем и кабиной экипажа.
Япония
В мае 1936 г. Императорская армия Японии спустила разработчикам и производителям свои технические требования для создания легкого бомбардировщика, призванного придти на смену находившимся в ту пору на вооружении Мипубиси Ki-2 и Кавасаки Ki-З. Созданный фирмой Мицубиси опытный образец самолета Ki-30 представлял собой оснащенный 615-киловатткым звездообразным двигателем Мицубиси На-6 моноплан со свободно несущим крылом среднего расположения и неубирающимися шасси с задней опорой и с двумя ведущими опорами, забранными в специальные обтекатели. Испытания поднявшегося в небо 28 февраля 1937 г. опытного образца прошли успешно, однако было решено испробовать вторую машину, оснащенную более мощным звездообразным двигателем Накадзима На-5 KAI. Этот самолет показал еще лучшие результаты в том что касается летных характеристик. Между тем в любом случае результаты оказались выше, чем мог ожидать заказчик в соответствии со спущенными спецификациями, потому никаких сомнений не осталось, и фирма начала изготовление 16 испытательных машин. Они были готовы в январе 1938-го, а двумя месяцами позже начался серийный выпуск Ki-30.
Штурмовая авиация внесла весомый вклад в победоносные военные кампании Германии периода 1939-1941 гг. Взаимодействие механизированных армейских частей и тактической авиации являлось неотъемлемой частью доктрины немецкого Блицкрига. Казалось, что сочетание танкового маневра и сокрушительного огня с воздуха делают удары нацистов неотразимыми.

Одной из наиболее характерных особенностей Второй мировой войны в Европе, без сомнения, можно назвать неумолимо возраставший численный и качественный перевес авиации стран антигитлеровской коалиции над воздушными силами держав «оси» в небе над полями сражений. С началом войны германская армия стала главным орудием агрессии, прочим родам войск отводилась роль поддержки; такая тактика носила название Блицкриг и заключалась в уничтожении любых очагов сопротивления с помощью стремительного танкового маневра при поддержке тактической авиации. Поскольку Люфтваффе господствовали в воздухе, инициатива все время находилась в руках немцев. С того момента, когда Гитлер пришел к власти в Германии в 1933 г., военные доктрины нацистов требовали скорейшего наращивания всех ударных видов вооружения и прежде всего авиации.