ProLine

Авиация второй мировой войны

СССР
Во многом схожий с британским Фэри Бэттл, советский Су-2 конструкции Павла Сухого прежде работавшего вместе с Туполевым, поступил на вооружение ВВС СССР в начале 1941 г., опоздав, таким образом, к Финской кампании, закончившейся в 1940-м. Разработанный на основе созданного Сухим АНТ-51 и получивший в ходе первых испытаний обозначение ББ-1 самолет считался вполне соответствующим существовавшим на тот момент стандартам, особенно после того, как двигатель М-87 уступил место М-88, а затем М-88Б. Несмотря на установку 746-киловаттного звездообразного двигателя М-88Б, Су-2 оказался крайней уязвимым и практически не способным оказывать сопротивление вражеским истребителям из-за того, что имел на вооружении установленный на громоздкой турели пулемет винтовочного калибра. Если верить оценкам, в момент вторжения немецких войск на территорию СССР в июне 1941 г., численность Су-2 в частях фронтовой авиации составляла 100 единиц. Из-за невысокого уровня подготовки летного состава Советских ВВС Су-2 оказались практически бесполезными как средство поражения движущихся целей на поле боя.
СССР
Прекрасные истребители, разработанные в конструкторском бюро Семена Лавочкина, Ла-5 и Ла-7, по праву входят в число лучших машин подобного класса, выпускавшихся в СССР во время Второй мировой войны. Простота их конструкции и тот фант, что машина изготавливалась преимущественно из дерева, способствовали быстрому росту объемов ее выпуска, а широкий звездообразный двигатель воздушного охлаждения показал себя надежным и простым в обслуживании в условиях суровой русской зимы.

Ставший венцом предшествующих разработок - самолетов ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, появившихся в 1940-1941 гг, и ЛаГ-5, обр. 1941-го, - Ла-5 прошел государственные летные испытания в мае 1942 г. Ввиду того что летный парк советских истребителей сильно пострадал от действий Люфтваффе, он был широко запущен в производство; более 1000 машин поднялись в небо только за первые полг. Несмотря на некоторые проблемы с звездообразным двигателем М-82, Ла-5 начали поступать в распоряжение эскадрилий ВВС СССР осенью 1942 г., и первой крупномасштабной битвой, в которой они приняли участие, стало начавшееся в ноябре сражение за Сталинград.
СССР
Советский Ил-2 Илюшина преуспел в том, в чем потерпел фиаско британский Фэри Бэттл. Безмерная мощь и сильная броня, отличное наступательное вооружение и расчет на ведение боевых действий под плотным прикрытием истребителей превратили бронированный штурмовик в бескомпромиссное орудие уничтожения врага, особенно на протяжении последних двух лет войны в Европе.

Впоследствии окрещенный «летающим танком» советскими пехотинцами и «schwarzer Tbd» (Черная смерть) немецкими солдатами, Ил-2 создавался как двухместная, но в серию пошел как одноместная машина. В такой версии он и поступил на вооружение ВВС СССР к моменту вторжения немецких войск в СССР 22 июня 1941 г. Так или иначе, в первые месяцы войны, при практически полном господстве в воздухе авиации Германии, первые Ил-2 оказались объектами резкой критики за недостаточную ударную мощь и эффективность в борьбе с вражеской бронетехникой (главными объектами приложения их сил), а кроме того за неспособность противостоять истребителям неприятеля.
США
Англичане, на которых неизгладимое впечатление произвели успехи немецкого пикирующего бомбардировщика Юнкере Ju 87 на первых этапах войны, в 1940-м заказали в США несколько сотен самолетов Vultee V-72, которые не были приняты на вооружение армейских военно-воздушных корпусов США. На заводе Валти в Нэшвиле и Нортропа в Хоторне, штат Калифорния, были открыты производственные линии. Прежде чем англичане получили в 1942-м свою первую машину из этой серии, в войну вступили США и тоже подачи заявку на закупку Валти для ВВС США. Требованиям американцев машина (носившая обозначения А-31 и А-35, но по большей части называемая V-72) так и не стала соответствовать, и ей с самого начала пришлось довольствоваться ролью самолета-транспортировщика воздушных мишеней и учебного воздушного судна.

В Королевских ВВС, получивших всего 1205 Вендженсов, судьба самолета складывалась более удачно, Vengeance Mb I, Vengeance Mk II и Vengeance Mk III соответствовали A-31, a Vengeance Mk IV-А-35 у американцев. Испытания Вендженсов Mk I повлекли за собой внесение ряда изменений и дополнений, и в реальности первые поставки были осуществлены не ранее конца 1942 г.
США
Тяжелый Republic Р-47 Thunderbolt нес службу уже больше г., прежде чем его стали всерьез рассматривать как машину штурмовой авиации. После некоторых сомнений относительно того, сможет ли эта машина противостоять вертким немецким перехватчикам в схватках один на один, она прекрасно проявила себя в качестве истребителя сопровождения дальнего радиуса действия, эскортируя американские дневные бомбардировщики в ходе их рейдов над территорией Европы в
1943 г. Когда серийный выпуск Тандерболтов удалось поставить на поток (всего было выпущено 15 579 единиц), появилась модель P-47D-25 с расположенными под плоскостями бомбодержателями для несения двух 454 кг бомб, в дополнение к несомому под фюзеляжем 568-литровому подвесному топливному баку. Но на этом конструкторы не остановились, и P-47D-30 уже мог нести до 1134 кг дополнительного оснащения, включая до десяти 127-мм реактивных снарядов.
США
Lockheed Р-38 Lightning (Молния), как и его не менее знаменитые товарищи (Рипаблик Р-47 и Норт Америкен Р-51), оставил о себе память прежде всего как истребитель, прекрасно зарекомендовав себя в этом качестве как на Европейском, так и на Тихоокеанском ТВД. Однако уже в середине 1942-го P-38F, приписанные в распоряжение Командования ВВС США на Аляске, имели внешние бомбодержатели, позволявшие им нести бомбовую нагрузку емкостью 907 кг. (Хотя изначально от Королевских ВВС поступил заказ на Лайтнинг, запрет, наложенный в Великобритании на ввоз турбокомпрессоров, без использования которых летные характеристики Р-38 значительно понижались, не позволил машине занять место в истребительной авиации Соединенного Королевства.)

Группы истребителей ВВС США начали использовать P-38F в Европе и Северной Африкев 1942-м, однако машина разочаровала командование в таком качестве, поскольку оказывалась неспособной превзойти в бою немецкие истребители. Но на завершающих этапах Тунисской кампании Р-38, осыпая отступавшие от Туниса к Бизерте части стран «оси» бомбами и поливая их пулеметным огнем, смогли неплохо проявить себя как штурмовики.
США
Разграничение между настоящим штурмовиком и так называемым легким бомбардировщиком определялось у американцев прибавлением к спецификации самолета термина «штурмовой». Тем не менее Douglas А-26 Invader в том, что касается его участия в боевых операциях, принадлежал скорее к бомбардировщикам, поскольку наносил удары по заранее установленным целям, а не по первым попавшимся на поле боя неприятельским объектам.

Хотя машина задумывалась параллельно в трех версиях (как ночной истребитель, бомбардировщик и штурмовик), первоначально предпочтение было отдано последней, которая под наименованием А-26В приняла участие в боевых действиях 9-х воздушных сил США в ноябре 1944 г. В носовой части фюзеляжа у этой машины устанавливались шесть пулеметов, в дополнение к которым иногда устанавливались еще восемь под плоскостями, если принять во внимание возможность зафиксировать дорсальную турель в позиции для ведения фронтального огня, получалось, что самолет мог вести огонь по целям перед собой сразу из 16 пулеметов! Кабину пилота и топливные баки покрывата толстая броневая защита, неуязвимая для стрелкового оружия находящегося на поле боя неприятеля; при этом машина могла нести в бомбовых отсеках бомбовую нагрузку емкостью до 1814кг (4000 фунтов).
США
Будучи продуктом вредоносной военной традиции конца 30-х гг., американский «ударный» бомбардировщик задумывался как средство нанесения ударов по статичным целям - хорошо укрепленным опорным пунктам противника непосредственно на поле битвы. При этом никто не удосужился учесть возможности быстрого продвижения армий, прекрасно продемонстрированной немцами в ходе их завоевательных кампаний 1939-1941 г. Более того, Douglas А-20, известный как Havoc и Boston соответственно в американских и британских военно-воздушных силах, оказался настолько неповоротливым, что в случае, если в районе расположения цели действовала истребительная авиация противника, использовать его в боевых условиях можно было лишь при наличии сильного эскорта.

Так или иначе, поскольку в начале войны заказы на производство А-20 от Британской и Французской сторон уже поступили, к моменту вступления в войну США, выпуск машины шел полным ходом. Итак, несмотря на очень высокие потери, этому «легкому-среднему» бомбардировщику, использовавшемуся для уничтожения неподвижных целей, таких, как аэродромы, гаражи, дороги, автомобильные и железнодорожные мосты над реками и т.д., пришлось взять на себя решение подобных важных тактических задач.
США
Хотя корни происхождения этой машины уходили в поколения истребителей монопланов конца 30-х, знаменитое «семейство» Curtise Р-40 повергалось активной модернизации, и по мере того как с появлением последующей версии устаревала предыдущая, ее начинали использовать как вполне подходящий истребитель-бомбардировщик. Принятые на вооружение ВВС США как типовой истребитель и активно закупавшиеся Британией в 1940 г., ранние версии машины - Р-40В. Р-40С и Томагавк, начали нести службу в 1941-м; первой эскадрильей Королевских ВВС, получившей Кертиссы стала № 112 на Ближнем Востоке. Попытка использовать Томагавк, по большинству характеристик уступавший Харрикену Мк II, как перехватчик, вызвала разочарование. И самолет стал преимущественно применяться как штурмовик, хотя вооружение его, состоявшее из шести пулеметов винтовочного калибра, требованиям предъявляемым к машинам подобного класса не удовлетворяло.
США
Bell Р-39 Airakobra отличался тем, что имел расположенный в центральной части корпуса двигатель и шасси с носовой опорой. Карьера машины в Британских и Американских ВВС не задалась главным образом из-за отказа от использования обещавшего значительное повышение летных характеристик на больших высотах турбокомпрессора, поскольку их ввоз на территорию Соединенного Королевства находился под запретом. В результате Аэрокобра не удовлетворяла требованиям, предъявляемым в Коратевских ВВС к перехватчикам. В конечном итоге на службе в ВВС США машина стала переменяться в качестве штурмовика. Широкие поставки Аэрокобр осуществлялись в СССР, начиная с 1942 г., - 4773 из общего количества 9558 машин - через территорию Ирана, а также по Транссибирской магистрали. Более 200 Аэрокобр прибыли в СССР по морю на судах северных конвоев.

Р-39 поступили на вооружение ВВС СССР в начале 1943-го. В основном это были P-39N, отличительными чертами которых являлась 37-мм пушка, стреляющая через отверстие во втулке винта, два располагавшихся в носовой части фюзеляжа 12,7-мм и четыре установленных в крыльях 7,62-мм пулемета; под фюзеляжем машина могла нести одну подвесную 227-кг бомбу.
Великобритания
Hawker Typhoon изначально не везло, еше в процессе его создания и разработки возникали проблемы. Так непомерно быстрое наращивание мощности двигателя привело к появлению множества так и не устраненных недостатков, которые проявились, когда машина уже начала нести службу. Хокер Тайфуны, как предполагалось, должны были заменить Харрикены в роли перехватчиков. Однако после неудачного дебюта в небе над Дьеппом, когда стало очевидно, что летные характеристики Тайфуна как самолета-перехватчика не внушают оптимизма, машина смогла заслужить признание в качестве штурмовика и после летных испытаний в Боскум Даун в 1942-м вновь начала участвовать в рейдах через Ла-Манш, неся в дополнение к своим расположенным в крыльях четырем 20-мм пушкам Испано две 113-кг бомбы. Летая бок о бок с «состарившимися на службе» «Харри-бомберами», истребители-бомбардировщики Typhoon Mk III из составов 175-й, 181-й и 245-й эскадрилий продолжали осуществлять атаки в рамках операции «Стол-канал» на протяжении 1943 г., в то время другие Тайфуны, проносясь над оккупированной Францией и Нидерландами, наносили удары по аэродромам, авто и железным дорогам, а также иным ключевым целям.
Великобритания
Увековечивший себя как один из величайших истребителей всех времен, Supermarime Spitfire широко применялся в качестве истребителя-бомбардировщика, хотя в этой роли он оказался не столь универсален, как Харрикен, и наносил преимущественно удары бомбами, подвешиваемыми посредством бомбодержателей под крыльями и фюзеляжем.

С принятием в 1941 г. Командованием истребительной авиации Spitfire Mk V в качестве типового одноместного истребителя. Spitfire Mk VC превратился в истребитель-бомбардировщик, способный нести одну подвесную 227-кг бомбу под фюзеляжем или две 113-кг бомбы под крыльями. В расчете на то, что им не придется вступать в схватки с истребителями противника на высоте превышающей 1525 м, большинство Спитфайров Mk VC оснащались укороченными крыльями, что повышало летные характеристики машин на низких высотах.

Изначально предполагалось, что появившийся как ответ Британской авиации на немецкий Фокке-Бульф Fw 190A. Spitfire Mk IX станет применяться на средних и больших высотах, но, как и Спитфаир Mk V, самолет, поступавший в распоряжение в общем 27 эскадрилий Королевских ВВС в Соединенном Королевстве и на Ближнем и Дальнем Востоке, он выпускался с укороченными крыльями (Spitfire L F.Mk К).
Великобритания
Представлялось вполне естественным, что мощный Hawker Hurricane, увенчавший себя лаврами победителей в битве за которой будет суждено понести знамя войны назад, в Германию, когда Королевские ВВС начали осуществлять рискованные рейды через Ла-Манш после зимы 1940-1941 гг.

Hurricane Mk II с более мощным двигателем Мерлин XX начали появляться осенью 1940-го. Вооружение Hurricane Mk IIB состояло из 12 крупнокалиберных пулеметов в крыльях, a Hurricane Mk IIC тяжело вооруженным для одноместных машин. Изначально задумывавшиеся как истребители дальнего радиуса действия, способные брать с собой в полет дополнительные топливные баки, Харрикены смогли добраться до британских баз на Ближнем Востоке с минимумом посадок для дозаправки, благодаря чему силы авиации Великобритании в этом регионе были значительно усилены. Скоро Харрикен Mk IIB стали оснащаться специальными бомбодержателями для несения под крыльями двух подвесных 113-кг, а позднее и 227-кг бомб; эта модель, 30 октября 1941 г. принимавшая участие в операции «Стоп-канал» в составе 607-й эскадрильи, получила название «Харри-бомбер» (игра слов - Харрикен-бомбардировщик и Быстрый бомбардировщик).
Великобритания
Призванные в начале второй половины 30-х гг. заменить знаменитые легкие бомбардировщики Хокер Харт и Хайнд Fairey Battle были выбраны в качестве основы быстро растущих Королевских ВВС- Массовый приход этих машин в подавляющее большинство эскадрилий легкой бомбардировочной авиации ожидался к концу десятилетия. Когда разыгралась война, выяснилось, что Бэттлы уже устарели и оказались крайне уязвимыми для немецких зениток и истребителей. Накануне массированного немецкого наступления на запад 10 мая 1940 г., 10 эскадрилий Бэттлов (№ 12, 40, 88, 98, 103, 105,142,150, 218 и 226) были передислоцированы во Францию для поддержки Британских экспедиционных сил, где им пришлось действовать в условиях подавляющего численного превосходства авиации противника. Тяжелые потери и прежде становились следствием дневных вылетов на бомбометание без соответствующего эскорта истребителей (не позднее 30 сентября 1939 г. четыре из пяти действовавших в составе 150-й эскадрильи Бэттлов были сбиты в ходе выполнения всего одного боевого задания), и, хотя зимой Бэттлы летали с эскортами, ничто уже не могло защитить тихоходные бомбардировщики, во время разыгравшейся весной военной грозы.
Великобритания
Сконструированный как двухмоторный ночной истребитель и в таком качестве изначально появившийся на вооружении Королевских ВВС в 1940 г., Bristol Beauflghter с первых дней зарекомендовал себя как мощный, выносливый и тяжеловооруженный самолет. На протяжении успешной боевой карьеры машине несколько вредил не слишком сильный радар, когда же данный недостаток был устранен, на смену Бофайтеру пришел обладавший более высокими летными качествами ночной истребитель Де-Хэвиленд Москито. Поэтому, оставаясь на службе как ночной истребитель в экспедиционных частях за морем, с осени 1942-го Бофайтер начал использоваться в роли штурмовика.

Не позднее марта 1941 г. Бофайтер прошел испытания в качестве торпедоносца, а в сентябре 1942-го Beaufighter Mk VIC впервые был оснащен реактивными снарядами. Двумя месяцами позже в Линкольншире из Бофайтеров было сформировано первое авиакрыло штурмовой авиации, предназначенной для борьбы с морскими судами противника куда входили 143-я эскадрилья истреби телей, 236-я эскадрилья бомбардировщиков (способных нести 113-кг бомбы под крыльями) и 254-я эскадрилья Бофайтеров-торпедоносцев. Оснащенные реактивными снарядами Бофайтеры (окрещенные Флакбо из-за того, что в их задачи входило подавление корабельной и сухопутной зенитной артиллерии - Flak) начали нести службу в боевых эскадрильях в марте 1943 г.
На начальном этапе войны одни и те же самолеты использовались как для поддержки действий наземных войск, так и в качестве средств противовоздушной обороны, однако в дальнейшем появились штурмовики, сконструированные для выполнения конкретных задач - уничтожения наземных целей. Скорость и особенно мощь вооружения этих машин стали соответствовать требованиям их специализации. Здесь будет рассказано об основных типах такого рода самолетов, находившихся на вооружении стран антигитлеровской коалиции.

Развивая концепцию «траншейного истребителя», зарождавшуюся во время Первой мировой войны, большинство самолетов истребительной авиации Второй мировой войны обладало способностью нести оружие, с помощью которого они могли обеспечивать поддержм своих наземных частей как на поле боя, так и в ближайшем тылу неприятеля. Хотя такого роди тактика рассматривалась как вопрос ближайшего будущего для Люфтваффе со дня их основания в 1934 г. и была продемонстрирована самолетами Легиона «Кондор» в ходе Гражданской войны в Испании, Королевские ВВС не слишком торопились перепрофилировать свои истребители в штурмовики, предпочитая использовать в данной роли специализированные легкие бомбардировщики.