ProLine

Авиация второй мировой войны

США
В середине 30-х гг. компания, возглавляемая Джоном К. Нортропом, смогла заполучить контракт на производство бомбардировщиков вторжения А-17 для Армии США. Однако из-за ее слияния с самолетостроительной компанией Дуглас дела на фирме пошли на спад. Среда немногих проектов компании был и двухпоплавковый гидросамолет, по своей конструкции во многом идентичный оснащенному колесным шасси штурмовому бомбардировщику (ранее производившемуся фирмой). Уверенный, что такой самолет будет обязательно востребован ВМФ США, Нортроп упорно держался своей разработки. Двадцать четыре экземпляра Northrop N-3PB были заказаны, что называется, прямо с чертежной доски.

Прежде чем хоть один самолет смог поступить в распоряжение заказчика, Норвегия пала под ударами германской военной машины в апреле-июне 1940 г. Однако производство продолжалось, поскольку заказ поддержало Великобритания, где было принято решение сформировать в составе Королевских ВВС норвежскую эскадрилью из добровольцев, которая должна была действовать с территории Исландии. В соответствии с этим, 25 апреля 1941 г. в Рейкьявике была создана 330-я эскадрилья, а месяцем позже норвежское грузовое судно «Фьорхейм» привезло из Канады 18 разобранных N-3PB.
США
Grumman J2F представлял собой очень привлекательный с точки зрения применения в различных условиях поплавковый биплан. Он имел колесное шасси, убиравшееся к боковинам центрального поплавка. Вооружение его было таким же, как то, которое компания Грумман использовала в 1930 г. для оснащения амфибии JF-1, несшей службу на борту американского авианосца «Лексингтон» начиная с 1934 г. J2F, широко известный как Duck (Утка), представлял собой дальнейшую разработку JF-1. Внешне обе машины были довольно схожими, однако Дак, впервые поднявшийся в небо 25 июня 1935 г., отличался большими габаритами. Вскоре ВМФ США получил 89 самолетов J2F-1. Помимо экипажа из двух человек, размещавшихся в просторной кабине под длинным фонарем, машина имен возможность перевозить еще двух пассажиров, которые могли сидеть бок о бок в большом обтекателе, соединившем фюзеляж и поплавок. Перед войной машина, оснащенная аэрофинишером несла вахту на американских авианосцах.
США
Моноплан Vought OS2U вобрал в себя традиционные черты конструкций американских бипланов морской разведки и корректировки огня 30-х гг. Как и у них, у него были звездообразный поршневой двигатель, глубокая просторная кабина пилота, большая «веранда» - фонарь задней кабины, а также один центральный и два поддерживающих поплавка. В то же время Ваут 0S2U стал первым боевым самолетом, при сооружении каркаса которого использовалась точечная сварка.

Заказанный производителю в 1937-м опытный образец XOS3U-1 осуществил свой дебютный полет 20 июля следующего г. Машины начали поступать в летные части в августе 1940-го. Первым судном, на котором нес вахту Ваут, стал американский линкор «Колорадо». Из 54 поплавковых самолетов OS2U-1, строительство которых было завершено в том же г, большая часть поступила в распоряжение воздушных сил базы Перл-Харбор, военно-морской авиабазы в Аламеде и на военно-морскую авиабазу в Пенсакале.
США
Одноместный моноплан Curtiss SC-1 Seahawk (Морской Ястреб) являлся исключением среди американских разведывательных гидросамолетов, принимавших участие во Второй мировой войне, поскольку отличался довольно высокими летными характеристиками и скоростью, достойной истребителя. Он стал по сути дела, последним из категории самолетов-разведчиков и корректировщиков огня, построенных компанией Кертисс, которым довелось нести вахту на борту линкоров и крейсеров. Как и его непосредственный предшественник. Сихок оснащался большим центральным поплавком и двумя маленькими поддерживающими поплавками под консолями плоскостей. Если машине предстояло базироваться на наземных аэродромах, оснастка ее могла быть заменена на обычное (колесное) неубирающееся шасси.

Проектная разработка самолета SC-1 Сихок компании «Кертисс» была принята руководством ВМФ США, что подтверждалось гарантийным письмом от 30 октября 1942 г., а заказ на производство опытных образов поступил 31 марта 1943-го. К тому времени как 16 февраля 1944-го первый из двух самолетов SC-1 впервые поднялся в воздух, фирма располагала заказом на выпуск 500 серийных машин SC-1.
США
В 1940 г., переживая расцвет своей служебной карьеры, гидросамолет-наблюдатель Curtiss SOC Seagull (Чайка) нес вахту на бортах всех линкоров, крейсеров и авианосцев ВМФ США, а также на эскадренном миноносце, плавучей базе гидросамолетов и двух канонерских лодках из состава корпуса морской пехоты США, и на постах береговой охраны Соединенных Штатов. Машина, одержавшая победу в соревновании за заказ с Дугласом XO2D-1 и Ваутом XO5U-1, была запущена в серийное производство в 1935-м, а 12 ноября того же г. первый SOC-1 получил предписание нести службу на борту судна США, легкого крейсера «Марблхед». Затем последовали модификации SOC-2, SOC-3 и SOC-4 (SOC-2A и SOC-3A отличались наличием у них аэрофинишера) и SON-1, выпускавшиеся Нейвл Эркрефт Фэктори.

Оснащавшиеся взаимозаменяемыми шасси и поплавками (в последней конфигурации машина имела один центральный и два поддерживающих поплавка под консолями плоскостей). SOC пришел на смену Ваутам O2U и O3U. Самолет использовался для корректировки огня тяжелой корабельной артиллерии, увеличивая точность стрельбы орудий главного калибра линкоров ВМФ США.
Япония
Япония стала единственной страной, производившей и использовавшей в боевых условиях снабженные поплавками гидросамолеты, действовавшие как одноместные истребители-перехватчики (поплавковая версия британского Спитфайра так и осталась на стадии эксперимента). Когда в 1940 г. японский военно-морской флот пожелал иметь новый гидросамолет-перехватчик (Каваниси N1K1 Киофу, или Рекс у союзников), было высказано мнение о необходимости, в качестве временной меры, адаптации для этих целей одного из существующих истребителей. В феврале 1941-го компания Накадзима получила указания создать поплавковый самолет на базе прекрасно себя зарекомендовавшего морского перехватчика Мицубиси А6М2 Зеро. Поскольку Япония вынашивала далеко идущие планы широкомасштабной территориальной экспансии на Тихом океане, военное руководство прекрасно осознавало тот факт, что в процессе неизбежных «прыжков с острова на остров» под рукой редко будут оказываться готовые аэродромы. При этом строительство взлетно-посадочных полос оказалось бы слишком долговременной и требующей больших трудозатрат задачей, особенно в тех случаях, когда речь шла об авиации, выполнявшей роль прикрытия частей, захватывавших маленькие острова.
Япония
Разработкa Mitsubishi F1M, во многих отношениях являвшегося эквивалентом американского поплавкового самолета-разведчика и корректировщика огня Кертисс SOC Сигалл, но несколько меньшего по размерам, началась двумя годами позднее Кертнсса, в 1934-м. Впервые в небо машина поднялась в июне 1936-го. В конструкции F1M1 отразились недюжинные усилия разработчиков, направленные на то, чтобы возможно больше повысить аэродинамические качества своего самолета, отличавшегося цельнометаллическим силовым набором и обшивкой фюзеляжа, плоскостей и хвостового оперения - только рулевые поверхности имели тканевое покрытие. Дабы уменьшить сопротивление воздуха, самолет был оснащен поплавком с малым аэродинамическим сопротивлением и всего одним набором стоек, соединявших поплавок с фюзеляжем. Первые модели отличались плохой устойчивостью, а кроме того демонстрировали недостаток продольной устойчивости в полете. Однако после того как конструкторы устранили эти недостатки, новая модификация серийного F1M2 зарекомендовала себя как во всех отношениях вполне достойное воздушное судно.
Япония
Мнение о том, что в для ведения боевых действий на море может понадобиться одноместный поплавковый гидросамолет-перехватчик, в 1940 г. подтолкнуло флотское начальство Японии осуществить программу создания подобной машины. В качестве временной меры до появления такого воздушного судна планировалось использовать поплавковый самолет Накадэима A6M2-N - адаптацию знаменитого Мицубиси А6М2 Зеро. В сентябре того же года началась разработка Kawanishi NIK Kyofu (Могучий ветер), с появлением которого связывались большие надежды. Он оснащался центральным поплавком и установленными под крыльями опорными поплавками. Опытный образец новой машины сохранил то же вооружение, что и А6М2, но отличался установленным на нем 1089-киловаттным звездообразным двигателем Касей 14, приводившим в движение двухлопастной контрвинт (призванный скомпенсировать момент качки при отрыве от воды).
Япония
Моноплан Aichi E13А стал в количественном отношении самым значительным японским поплавковым гидросамолетом во время Второй мировой войны (выпущено 1418 единиц). Своим появлением на свет машина обязана запросу японского военно-морского штаба, доведенному до сведения производителей - компаний Аити, Каваниси и Накадзима - в 1937 г. Флот нуждался в трехместном разведывательном гидросамолете, способном придти на смену уже шесть лет находившемуся на вооружении поплавковому биплану Каваниси Е7К2. Прототип вышел из сборочного цеха в конце 1938 г. и после испытаний, во время которых машине пришлось доказывать свои преимущества перед представленным конкурентами соперником - Каваниси EI3K, в декабре 1940-го пошел в серийное производство под обозначением разведывательный гидросамолет, морской Тип 0, модель 1. Первые машины начали занимать места на палубах японских крейсеров и на плавучих базах гидросамолетов уже в следующем г. Способные нести по одной 250-кг бомбе, они совершили серию налетов на железную дорогу Ханькоу-Кантон. Вскоре после того поплавковые самолеты Е13А1, несшие службу в 8-ом дивизионе крейсеров в качестве средств дозорной авиации, приняли участие в рейде на Перл-Харбор в декабре 1941 г.
Германия
Широко используемый ВМФ Германии большую часть войны, двухмоторный и двухпоплавковый гидросамолет Heinkel Не 115 мог. наверное, с полным правом претендовать на звание лучшей машины такого класса, поднимавшейся в воздух во время Второй мировой войны. Спроектированный и построенный в процессе соревнования с Блом унд Фосс На 140, самолет Не 115 дебютировал в небе в 1936-м, а всего за два следующих г. установил восемь мировых рекордов скорости для воздушных судов своего класса в различных категориях грузоподъемности и радиуса действия. Технически эта машина превосходила любой британский, французский или американский морской самолет аналогичного плана, и потому производители легко получили заказ. Версия Не 115А-1 стала поступать в распоряжение Люфтваффе в 1938 г. За ней поспедовал Не 115А-2 (в 1939-м шесть таких машин купила Норвегия и десять - Швеция).

В сентябре 1939 г. около 60 экземпляров Не 115А и Не 115В (последняя модификация отличалась возможностью брать на борт больший запас топлива) несли службу в составе групп береговой авиации.
Германия
Существовавшая у немцев практика доставки солдат в те или иные точки с помощью гидросамолетов считается уникальной для Второй мировой войны. Для выполнения такого рода задач использовался преимущественно крупный двухмоторный двухпоплавковый биплан Heinkel He 59. Машина была спроектирована в 1930 г. как разведывательный наземный самолет и бомбардировщик во время тайных «подковерных» игр, закончившихся созданием Люфтваффе. Первый экземпляр поплавкового самолета осуществил свой дебютный полет в январе 1932-го, а машина первой серийной версии, Не 59В-2, приняла участие в боевых действиях в Испании в составе легиона «Кондор» в качестве ночного бомбардировщика и берегового патрульного самолета.

К началу войны около 70 машин Не 59В несли службу в третьих эскадрильях 106-й, 406-й, 506-й и 706-й групп береговой авиации как самолеты береговой разведки, противокорабельных дозоров и постановщики мин (Не-59 могли нести две 500-кг магнитные мины).
Великобритания
Спроектированный в соответствии с техническими требованиями 1932 г., опытный образец Fairey Seafox (Морская Лисица) впервые поднялся в воздух 27 мая 1936 г. По замыслу, он должен был осуществлять полеты с палуб легких крейсеров Королевского военно-морского флота, призванных во время войны нести дозорную службу на морях с целью перехватывать надводные рейдерские суда и корабли контрабандистов, пытавшихся прорваться через кольцо блокады. Оснащенный двумя поплавками с перекрещивавшимися распорками Сифокс, процентов на 40 более легкий, чем Сордфиш, не мог нести торпеду, а потому его задачи сводилась к выполнению лишь роли наблюдателя. Однако самолет оказывался полезен как средство корректировки огня артиллерии крейсера, когда ему приходилось сталкиваться с вражескими судами. Специально сконструированный для катапультирования с кораблей, Сифокс имел цельнометаллическую конструкцию фюзеляжа типа монокок с покрытыми тканевой обшивокй крыльями и хвостовым оперением. Пилот самолета сидел в открытой кабине, а наблюдатель в кабине со стеклянным фонарем.
Нидерланды
Двухмоторный, двухпоплавковый, трехместный, выполненный из металла и дерева гидросамолет Fokker T.VIII-W был создан в 1937-м, чтобы заменить разведывательные самолеты-торпедоносцы, находившиеся на службе в авиации военно-морских сил Голландии (Marine Luchtvaardienst - MLD). Машину, на которую изначально устанавливались звездообразные двигатели Райт Вирлуинд, сочли недостаточно мощной, однако планам переоснащения самолета силовой установкой Бристоль Меркурий не суждено было сбыться из-за вторжения немцев в Нидерланды. T.VIII-W начал нести службу в MLD в 1939-м. и к моменту нападения Германии в мае следующего г. в летные части поступило всего 11 самолетов (включая один, который был по ошибке сбит Люфтваффе). Быстро поняв, что осуществлять полеты на этих гидросамолетах в условиях, когда в небе находятся истребители Люфтваффе, не имеет смысла, командование MLD дало приказ пилотам оставшихся девяти машин перегнать их на французские гидроаэродромы на французском побережье Ла-Манша.
Германия
Во время Второй мировой войны двухпоплавковый гидросамолет Arado Ar 196 нередко встречался союзникам у европейских берегов. Изначально машина конструировались, чтобы заменить поплавковый биплан Хейнкель Не 60 как палубный самолет на крупных военных кораблях, строительство которых велось в Германии в 30-е гг. Имевший металлический каркас и обшивку - частично металлическую, а частично из ткани, - Ar 196 заслуженно считался очень послушной в управлении и удобной машиной, предоставлявшей своему экипажу прекрасную возможность обзора. В 1938-м в небо поднялись четыре опытных образца, один из которых представлял собой однопоплавковый вариант с маленькими опорными поплавками под консолями плоскостей. Первые серийные Ar 196A-1 начали поступать к заказчику в июле 1939 году, как раз вовремя, чтобы успеть занять места на палубах карманных линкоров «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее», которые отправились на боевые рубежи в августе. В течение следующих полутора месяцев 18 гидросамолетов Ar 196 разместились на крейсерах «Шарнхорст» и «Шейэенау», карманных линкорах «Адмирал Шеер», тяжелом крейсере «Адмирал Хиппер», в Киле, и легких крейсерах «Эмден», «Кёльн», «Кенигсберг», «Лейпциг» и «Нюрнберг» в Вильгельмхафене.
Италия
Самым большим поплавковым гидросамолетом, широко использовавшимся во время Второй мировой войны (хотя с ним за это звание может поспорить переоборудованный Юнкерс Ju 52/3mW; считается итальянский трехмоторный двухпоплавковый разведывательный самолет и бомбардировщик Cant Z.506B Airone (Цапля). Машина была разработана в 1936-м на базе гражданского Z.506A. В следующем г. началось производство первой партии из 32 самолетов (серия I), отличавшихся от ранней модели наличием длинной подфюзеляжной гондолы, где размещался бомболюк, кабина штурмана-бомбардира и пулеметная установка для стрельбы назад вниз. Также машина оснащалась полуубирающейся пулеметной башенкой.

Первые Z.506B прошли эксплуатационные испытания в составе Авиационе Леджионариа в Испании в 1939 г. Еще 30 машин заказала Польша для своего крыла военно-морской авиации (в сложившихся обстоятельствах, к моменту вторжения Германии в Польшу в сентябре того же г., места назначения достиг всего один самолет, остальные были переданы в части королевской морской авиации Италии - Реджиа Марина).
Франция
В 1939-м Latecoere 298 был наиболее распространенным из примерно двенадцати типов французских поплавковых гидропланов. В следующем г. машина приняла участие в боях за Францию. Этот цельнометаллический двухпоплавковый самолет строился с расчетом на использование в качестве палубного на корабле «Капитан Тест» и совершил свой первый полет 8 мая 1936 г. К моменту начала Второй мировой войны производители занимались выполнением заказа на выпуск 81 машины, 53 из которых уже поступили в распоряжение заказчика. Большая часть машин (Late 298А имели нескладывающиеся крылья) несли службу в базировавшейся в Берре эскадрилье Т1 и дислоцированной в Шербуре - Т2. Тогда как около семнадцати Late 298B и Late 298D со складывающимися и «жесткими» крыльями, соответственно, находились на вооружении эскадрилий НВ 1 и НВ 2, размещавшихся на борту авианосца «Командант Тесте». 22 ноября поступил дополнительный заказ на 65 единиц Лате 298. Еще одна эскадрилья, ТЗ, была сформирована 15 сентября, а эскадрилье Т4 предстояло завершить формирование 15 января.
Выполняя всевозможные функции, поплавковые гидросамолеты несли службу на самых разных ТВД. Запущенный с подлодки японский поплавковый самолет произвел единственную за всю историю войны бомбардировку территории Соединенных Штатов. Самыми значительными свершениями пилотов подобных воздушных судов можно назвать выслеживание таких немецких кораблей как «Бисмарк» и «Атлантис». Именно гидросамолеты применялись для корректировки огня морской артиллерии по удаленным объектам.

Хотя поплавковые гидросамолеты и казались в ту эпоху анахронизмом, они широко использовались во время Второй мировой войны всеми ведущими странами-участницами. Задания, которые выпадали на долю таких машин, оказывались самими различными - от участия в настоящих боевых действиях до тайной переброски агентов к вражеским побережьям.