ProLine

Авиация второй мировой войны

Япония
Как Ki-21 и G4M, Mitsubishi Ki-67 класифицировался японцами как тяжелый бомбардировщик, но по западным стандартам едва дотягивал до среднего бомбардировщика. Так или иначе эта машина была лучшим японским бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Вместе с тем, она появилась слишком поздно, чтобы хоть сколько-нибудь повлиять на ход боевых действий. В последний год войны налеты американской авиации на территорию Японии выводили из строя производственные мощности, что не убыстряло процесс выпуска самолетов. Ki-67 Хирю (Летящий дракон) был спроектирован в 1941 г в соответствии с техническими требованиями 1940-го как стратегический бомбардировщик, предназначенный для предстоящей войны с Советским Союзом на границе Манчжурии и Сибири. Отход разработчиков от типичных японских традиций самолетостроения, заключавшийся в установке на машину броневой защиты и протестированных топливных баков, привел к тому, что опытный образец Ki-67 впервые поднялся в воздух только 27 декабря 1942 г.
Япония
В соответствии с запросом японского морского начальства, пожелавшего иметь двухмоторный разведывательный самолет наземного базирования компания Мицубиси в 1935 г. осуществила первый пробный полет опытного образна машины Ка-15. Конструкция позволяла создателям в ходе дальнейших разработок превратить его в средний бомбардировщик дальнего действия. В июне 1936-го, после успешного прохождения этапа летных испытаний, машина была запущена в серию под наименованием морской Тип 96, ударный бомбардировщик, модель 11 (Мицубиси G3M1). Изначально самолет ранней версии, выпуск которой составил 34 единицы, оснащался 678,6-киловаттным звездообразным двигателем Кинсей 3 и мог развивать максимальную скорость 360 км/ч на высоте 1975 м. Когда в 1937 г. моторостроители закончили двигатели Кинсей 41 и 42, Мицубиси начала производить самолеты новой, ставшей основной модификации, G3M2 (к середине 1941 г. была выпущена 581 единица.) Максимальная скорость машины теперь достигала 374 км/ч, емкость внешней бомбовой нагрузки - 800 кг, защитное вооружение состояло их трех 7,7-мм пулеметов.
Италия
Созданный на базе восьмиместного гражданского пассажирского самолета в 1934 г., трехмоторный Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero (Ястреб-перепелятник) в 1937-м начала нести службу в Реджиа Аэронавтика как обычный средний бомбардировщик. Впервые «понюхать пороху» самолету довелось, сражаясь вместе с силами испанских фашистов в составе наземной авиации во время гражданской войны Испании. В том же 1937-м S.M.79, оснащенный установленной под фюзеляжем наружной пусковой установкой для 450-мм торпеды, проходил испытания в Гориции как торпедоносец. Проведенные в следующем г. испытания с двумя подвесными торпедами привели к тому, что S.M.79-II был принят на вооружение как типовой торпедоносец. К моменту вступления Италии в войну в июне 1940 г., самолетами Спарвьери комплектовались 14 воздушных сил, базировавшихся в Италии, на Сицилии, на Сардинии и в Ливии. S.M.79-II постоянно вылетали на боевые задания по уничтожению судов противника. Первой их акцией стал налет девятнадцати S.M.79 из состава 9-х и 46-х воздушных сил на французские суда в море неподалеку от побережья Ривьеры 13-14 июня.
Германия
Разработанный на базе гражданского и военного транспортного самолета Ju 90 четырехмоторный Junkers Jn 290 создавался в качестве замены Фокке-Вульфу Fw 200 Кондор. К 1942 г. стало очевидным, что эта машина не выдерживает конкуренции с самолетами Королевских ВВС в небе над «узкими морями», омывающими берега Европы. Однако работы по созданию транспортной версии Ju 290 заняли довольно много времени, оттянув внимание от разработки морского разведчика Ju 290A-1. Только в начале 1943 г. появилась соответствующая модификация, оснащенная морской радиостанцией, поисковым радаром FuG 200 Гогентвиль и второй дорсальной башенкой HDL 151, в которой устанавливалась 20-мм пушка MG 151/20.

В это время была сформирована 5-я группа дальней разведывательной авиации, и в конце 1943-го три новых Ju 290A-2 поступили в распоряжение экипажей ее 1-й эскадрильи, начавшей осуществлять боевые вылеты с аэродрома в Мон-де-Марсан во Франции 15 октября того же г.
Германия
Если Хейнкель He 111 в качестве морского штурмовика по своим характеристикам во многом совпадал с Викерс Веллингтоном из Королевских ВВС, то Junkers Ju 88 мог бы с полным основанием считаться ровней Бристоль Бофайтера из Командования британской береговой авиации. Между тем если Бристоль изначально создавался как истребитель, To Ju 88 представлял собой бомбардировщик, которому пришлось взять на себя роль ночного истребителя и штурмовика.

Хотя так и не было создано ни одной специальной модификации Ju 88, предназначенного бы исключительно для уничтожения морских судов, основательно модернизированный Юнкере Ju 188, успешно дебютировавший в боевых условиях на исходе 1942 г., выпускался в различных вариантах как торпедоносец. Первая из модификаций. Ju 188E-2, могла нести две 800-кг торпеды под плоскостями, при этом некоторые машины оснашались морским поисковым радаром типа «воздух-надводное судно» FuG 200.
Германия
Четырехмоторный авиалайнер Fokke-Wolf Fw 200 Condor был спроектирован Куртом Танком в 1936 г. Перед войной на этой машине было установлено несколько различных мировых рекордов дальности полета. Адаптированный для нужд Люфтваффе, FW 200 превратился в весьма эффективное средство уничтожения кораблей противника. Десять предсерийных разведывательных самолетов FW-200C-0 поступили в распоряжение Люфтваффе в сентябре 1939-го. Некоторые из них несли службу в составе I группы 40-го боевого авиакрыла (I/KG 40) в 1940 г. Пятиместный серийный Fw 200C-1 оснащался четырьмя 618,9-ккловаттными двигателями BMW 132H, 20-мм пушкой, устанавливавшейся в носовой части фюзеляжа, и тремя 7,92-мм. размешенными в других точках, и мог нести четыре 250-кг бомбы. Кроме дальнего патрулирования над Атлантикой, на протяжении 1940 г. Fw 200C-1, способные брать на борт две 1000-кг мины, также занимались постановкой мин в британских водах.
Германия
Боевой опыт первых полутора лет войны окончательно убедил начальство Люфтваффе в том, что обычные бомбардировки с горизонтального полета не слишком эффективное средство борьбы с кораблями противника. Ввиду быстрого усиления защитного вооружения британских военных судов, использование в подобных целях истребителей-бомбардировщиков или пикирующих бомбардировщиков вело к росту потерь. Таким образом, к началу 1941 г. Люфтваффе решило сделать упор на применение торпед (несмотря на определенного рода сложности с системами их запуска, возникшие у немецкого ВМФ). В начале 1942 г. после периода летных испытаний и подготовки экипажей в Гроссенброде на Балтике и Гроссето в Италии, самолеты Heinkel He 111Н-6, способные нести две 765-кг торпеды LT F5b под корневыми частями крыльев, начали поступать в I группу 26-го боевого авиакрыла (I/KG 26), дислоцированного в Гроссето. К июню целое авиакрыло, укомплектованное новыми машинами, перебазировалось в Банак и Вардуфосс на севере Норвегии, чтобы действовать против северных конвоев союзников.
Германия
После того как в мае 1941 г. части легких немецких бомбардировщиков переместились на восток, основным бомбардировочным подразделением Германии в Западной Европе стало дислоцированная в Нидерландах 2-я бомбардировочная эскадра. Сил данной части было недостаточно, чтобы продолжать кампанию массированных авиаударов по территории Великобритании. Тем не менее крыло получило новую модификацию самолета Do 17, Domier Do 217. Практически одновременно Do 217 стали поступать в распоряжение специально созданного для борьбы с кораблями противника на западе 40-го авиакрыла (KG 40). В августе 1941-го переукомлектование самолетами Do 217E-1 начала проходить II группа 2-го авиакрыла (II/KG 2). Этот типовой бомбардировщик вскоре подвергся определенной модернизации для выполнения функций морского штурмовика - оснащению Рюштзетце (Rustsatze - набор средств для повышения эффективности). Рюштзетце R-10 и R-15 позволяли Do 217Е брать на борт специальное вооружение для уничтожения кораблей. Позднее в число таких средств вошли управляемые крылатые авиабомбы Хеншель Hs 293A. Do 217Е-5 конструировалась уже с учетом вышеназванных требований.
США
Способность Consolidated В-24 Liberator (Освободитель) покрывать большие расстояния без посадки сделала машину особенно привлекательной для выполнения функций морского разведчика. Самолет внес неоценимый вклад в дело борьбы союзников с вражескими судами в Атлантике, так как имел возможность «закрывать дыры» - осуществлять патрулирование в тех местах, куда с трудом могли добраться другие машины, базировавшиеся на аэродромах в западном и восточном регионе. Не будь В-24, немецкие субмарины (как и надводные суда) чувствовали бы себя в полной безопасности от атак с воздуха на довольно большой площади.

Первыми начали использовать В-24 в роли машины военно-морской авиации пилоты Королевских ВВС вскоре после того, как первый Liberator Mk I поступил из США в Великобритания в марте 1941 г. Укомплектованная этими самолетами 120-я эскадрилья начала полеты с аэродрома в Наттс Корнер, в Северной Ирландии, в июне того же г. В декабре 1941-го британцы получили В-24С (в Коралевских ВВС Liberator Mk II), а затем и B-24D (Liberator Mk III).
США
Когда обстоятельства заставили Америку вступить во Вторую мировую войну, военно-воздушные силы страны оказались совершенно не готовы к ведению боевых операций на море. Однако неожиданное появление вражеских подводных лодок у восточного побережья и в Карибском бассейне вынудили авиационное начальство США приспособить в качестве сторожевых противолодочных воздушных судов 122 «старичка» Дуглас В-18В, разместив их на аэродромах вдоль береговой линии страны. Тем временем. Boeing B-17D Fortress, пришедший на смену В-18 в частях тяжелых бомбардировщиков Командования ВВС США на Аляске (USAAC) в 1941 г., был опробован также в качестве средства борьбы с кораблями противника. Машина дебютировала в этой роли уже через три дня после налета на Перл-Харбор, нанеся удар по японским судам. Этот рейд стал первой наступательной операцией авиации США во время Второй мировой войны. В дальнейшем ВВС США не стали требовать от производителя разработки специальной противокорабельной модификации В-17 и применяли для военно-морских операций типовые бомбардировщики В-17Е и B-17F.
Великобритания
Знаменитый бомбардировщик Vickers Wellington нес долгую и плодотворную службу в частях Командования береговой авиации Королевских ВВС, выполняя разного рода функции, в том числе и ведение морской разведки общего характера, что на деле означало уничтожение кораблей и подводных лодок противника. Если не считать небольшого количества предназначенных для ликвидации минных заграждений Веллингтонов, состоявших на вооружении Командования береговой авиации в 1940 г, первым специализированным военно-морским штурмовиком в воздушных силах Британии стал Wellington Mk VIII. Машина появилась в 1941-м и предназначалась для использования с системой подсвета целей Ли Лайт - преимущественно для поиска подводных лодок в Бискайском заливе. Первый такой самолет поступил в распоряжение 221-й эскадрильи на Средиземноморье в январе 1942-го. Некоторые Mk VIII, представлявшие собой на деле перепрофилированные бомбардировщики Веллингтон Mk IС, оснащались поисковыми радарами типа «воздух-корабль».
Великобритания
Путь de Havilland Mosquito в подразделения морских штурмовиков Командования береговой авиации Королевских ВВС во многом совпадал с тем, который проделал Бофайтер. Классический Де-Хэвиленд Москито значительно преуспел в новой для себя роли, нанося удары по надводным судам реактивными снарядами и авиабомбами. Версия Москито торпедоносца также разрабатывалась в самом конце войны.

Прежде чем Командование береговой авиации остановило свой выбор на Москито, самолет, в котором успешно сочеталось пушечное вооружение и возможность нести внутреннюю бомбовую нагрузку, уже хорошо проявил себя как истребитель-бомбардировщик. Будущий морской штурмовик Mosquito FB.Mk VI с восемью 76,2 реактивными снарядами под плоскостями отправился на испытательный пачигон в Боском-Даун. Оснащенный установленными в носу четырьмя 20-мм пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами, Москито FB.Mk VI мог нести в бомболюке две 227-кг бомбы с коротким оперением. Машины более позднего выпуска имели возможность брать еще две 227-кг бомбы, подвешивавшиеся под плоскостями вместо реактивных снарядов.
Великобритания
Bristol Beaufort был основным торпедоносцем Королевских ВВС с 1940 по 1943 г., пока на смену ему не пришли оснащенные торпедами Бофайтеры. В свою очередь Бофор вытеснил со службы биплан Викерс Вилдебист. В свой дебютный полет 15 октября 1938 г. Beaufort Mk I отправился с двумя 753,2-киловаттными звездообразными двигателями Бристоль Таурус II (позднее замененными на Таурус VI). В декабре 1939-го машина поступила в 22-ю эскадрилью, а на первый свой боевой вылет с целью постановки мин отправилась в ночь с 15 на 16 августа 1940-го, 7 мая именно Бофоры, первыми в Королевских ВВС сбросили на противника 907-кг (2000-фунтовые) бомбы. После того, как было выпущено 965 самолетов Бофор Mk I, из сборочных цехов начали выходить Beaufort Mk II с американскими звездообразными двигателями Пратт и Уитни Туин Уосп. К 1943 г., когда производители закончили выпускать Бофоры Mk II, было построено 415 машин этой модификации. Последние Бофоры Mk II отправлялись к заказчику как учебные самолеты без традиционных башенок со спаренными пулеметами.
Великобритания
Bristol Beaufighter - первый специально строившийся как ночной истребитель самолет Королевских ВВС - немало потрудился для защиты Великобритании во время массированных налетов немецкой авиации в 1940-1941 гг. Машина оставалась в строю до конца войны. Поскольку Бристоль Бофайтер сумел хорошо проявить себя, продемонстрировав неплохие летные характеристики, в 1941-м на базе его стал разрабатываться сначала самолет вторжения, а затем и морской штурмовик. Снабжавшийся дополнительным аэронавигационным и радиооборудованием Beaufighter Mk IС специально создавался как морской истребитель дальнего радиуса действия для частей Командования береговой авиации (Берегового командования) Королевских ВВС. На Beaufighter Mk VIC, оснащавшиеся 1230,4-киловаттными звездообразными двигателями Геркулес VI или XVI, устанавливалась верхняя пулеметная башенка, оказавшаяся жизненно важным дополнением, поскольку в небе над Бискайским заливом эскадрильи Командования береговой авиации часто сталкивались с вражескими перехватчиками.
Великобритания
Своим появлением на свет Avro Anson обязан бурному предвоенному росту Королевских ВВС, которым срочно требовался разведывательный самолет береговой авиации. Эта устаревшая уже во время дебютного полета машина представляла собой переработанный с учетом запросов военного заказчика вариант шестиместного гражданского самолета. Anson Mk I, оснащенный силовой установкой Армстронг Сиддли Чита, впервые поднялся в воздух 24 март 1935 г., а в марте 1936-го он начал нести службу в составе 48-й эскадрильи. Энсон Mk I стал первой в Королевских ВВС машиной с убирающимся правда, не с помощью гидравлики - шасси. Впоследствии Энсон нес службу в 12 эскадрильях Командования береговой авиации. К началу войны ему на смену стали приходить первые поступившие из Америки Локхид Гудзоны. Тем не менее Энсоны, хотя и в значительно меньших количествах, продолжали нести боевую вахту как разведывательные самолеты ближнего действия до 1942 г., иногда вступая в схватки с противником. Кроме того, уже к началу войны Энсоны использовались как учебные машины для штурманов, бортовых радистов и воздушных стрелков.
Многим самолетам приходилось вести боевые действия против кораблей и подводных лодок противника в зонах военных действий. Машины самых разных типов - от истребителей до тяжелых бомбардировщиков - трудились на ниве очистки морей от вражеских кораблей.

Из всех государств, вступивших во Вторую мировую войну в 1939 и 1940 г., ни одна страна не нуждалась в противокорабельной авиации так, как Великобритания. Будучи окруженным морями, оно становилось особенно уязвимым для атак как надводных кораблей, так субмарин и самолетов. И конечно, вся ответственность за защиту от подобной угрозы ложилась прежде всего на Королевский военно-морской флот. Такие самолеты, как Авро Энсон приносили мало пользы в качестве морских штурмовиков. Между тем в 1939-м самолет относительно дальнего радиуса действия Локхид Гудзон еще только начал поступать из Америки, чтобы стать главной силой разведывательных и ударных частей в составе Командования береговой авиации.