ProLine

Авиация второй мировой войны

Великобритания
Торпедоносец Fairey Swordfish (Меч-Рыба) вполне можно назвать самым устаревшим из всех самолетов, принимавших участие в войне: он казался анахронизмом уже в 30-е гг. Прототип Сордфиша (TSR.II) был разработан на базе другого опытного образца, потерпевшего аварию во время летных испытаний, TSR.II поднялся в воздух 17 апреля 1934 г. Серийный Swordfish Mk I создавался в соответствии с техническими требованиями S. 38/34 и имел отличавшееся некоторой стреловидностью верхнее крыло. Цельнометаллический каркас машины покрывала обшивка из ткани. К началу войны в 1939-м всего в распоряжение летных частей поступило (или находилось в процессе доставки) 689 самолетов Фэри Сордфиш. Будучи оснащены как колесным шасси, так и поплавками, они несли вахту на бортах авианосцев, линкоров, тяжелых и средних крейсеров Королевского военно-морской флота как корректировщики при торпедной атаке и самолеты-разведчики.
Великобритания
Вооруженный восьмью пулеметами Fairey Fulmar (Птица-Глупыш) стал первым в полном смысле этого слова палубным истребителем монопланом британской военно-морской авиации. Фэри Фулмар играл важную роль как машина своего класса в первые три г. войны, пока на смету ему не пришли модифицированные Харрикены, Спитфайры и Мартлиты. Созданный на базе легкого бомбардировщика Фэри Р. 4/34, впервые поднявшегося в воздух в 1937-м, морской истребитель Фулмар осуществил свой дебютный полет 4 января 1940 г. Вскоре после этого начался выпуск серийных машин. Уже первые испытания показали, что летные характеристики оснащенного той же силовой установкой, что и одноместный Харрикен, но более тяжелого самолета не соответствуют требованиям.
Великобритания
Fairy Firefly (Светлячок), называвшийся в числе лучших машин британской морской авиации, оставался в строю в течение 15 лет. К моменту окончания производства в 1956 г. было выпушено 1702 различных модификаций самолетов Фэри Файрфлай. Опытный образец оторвался от взлетной полосы заводского аэродрома 22 декабря 1941-го, а первый серийный Firefly F.Mk I поступил в летную часть в марте 1943 г. Позднее серийные Мк I стали оснащаться радарами типа «воздух-корабль», получив наименование - разведывательный самолет-истребитель Firefly FR.Mk I. Некоторые машины, на которых устанавливались специально предназначенные для работы в ночных условиях средства радиосвязи и пламегасители (на выхлопных патрубках), вышли из ворот сборочных цехов как ночные истребители Firefly NF.Mk I. В другой версии ночного истребителя, Firefly MF.MK II, самолет оснащался двумя устанавливавшимися под каждой плоскостью сантиметровыми радарами AI.Mk X (предназначенными для обнаружения воздушных целей), тогда как Firefly F.Mk IA представлял собой модификацию Mk I перепрофилированную в самолет-разведчик по типу FR.Mk I за счет монтажа не нем радара типа «воздух-надводный корабль».
Великобритания
По замыслу конструкторов, самолету Fairey Barracuda, моноплану с летными характеристиками, соответствовавшими техническим требованиям 1937 г., предстояло вытеснить со службы Альбакор, который сам был создан как замена для Сордфиш. Изначально предполагалось оснащать новую машину силовой установкой Роллс-Ройс Экс. Однако позднее она была отвергнута создателями летательного аппарата, что привело к неминуемой отсрочке летных испытаний самолета, каркас которого пришлось подгонять под двигатель Мерлин того же производителя. Вследствие всего вышеизложенного, опытный образец Барракуды поднялся в небо только 7 декабря 1940 г. Тут же стало очевидным, что летные характеристики тяжелой Барракуды будут ограничиваться мощностью силовой установки - 939,6-киловаттного Мерлин XXX, устанавливавшегося на Barracuda Mk I и 1222,9-киловаттного Мерлин 32, которым оснащались Barracuda Mk II и Barracuda Mk III. Было решено направлять Барракуды преимущественно в распоряжение эскадрилий Королевских ВВС.
Великобритания
Так и оставшийся в тени легендарного Сордфиш, прозванного «Стрингбэг» (то же что и авоська), на смену которому пришел, Fairey Albacore отличался более высокими аэродинамическими характеристиками. Он имел закрытую кабину, призванную улучшить условия работы экипажа и звездообразный поршневой двигатель Бристоль Таурус, который должен был обеспечить более тяжелой машине достойные летные характеристики. Отправившийся в свой дебютный полет в декабре 1938 г., первый опытный образец оснащался колесным шасси, тогда как второй-двумя поплавками. Альбакор, который все, конечно, называли «Эпплкор», в оперативных условиях отличался от Сордфиш тем, что применялся только с колесным шасси. Машина, выпуск которой достиг 798 единиц, поступила на службу в летные части Королевского военно-морского флота в 1940-м. Впервые Альбакор поучаствовал в бою во время налетов на Булонь в сентябре 1940 г.
США
После довольно успешного перепрофилирования Си Харрикенов, ближе к концу 1941 г. в качестве палубного самолета на британском авианосце «Илластиэс» прошел испытания оснащенный V-образным тормозным гаком Спитфайр VB. Некоторое число таких самолетов с крыльями типа «В» после аналогичной процедуры перепрофилирования получили наименование Supermarine Seafire Mk III. В мае 1942 г. из заводских сборочных цехов начали выруливать Seafire Mk IIС. Данная модификация отличалась наличием у нее крыльев типа «С» Спитфайра, позволявшим устанавливать в них четыре 20-мм пушки, и усиленным фюзеляжем. Машина обладала ракетным ускорителем и могла выстреливаться с катапульты. Предназначенная для полетов на малых
высотах модификация Сифайра имела индекс L.Mk IIС. Некоторые из них, оснащавшиеся аппаратурой для фоторазведки, носили наименование Seafire LR.Mk IIС. Seafire F.Mk III отличался складывавшимися вручную крыльями. Как и в случае с более ранней версией, данная модификация имела подвариант - самолет для полетов на малых высотах и фоторазведки, Seafire LR.Mk.III.
Великобритания
Представлявший собой перепрофилированный Харрикен Королевских ВВС, Hawker Sea Hurricane был создан как соответствующий современным требованиям истребитель прикрытия для транспортных конвоев. Всего морская авиация получила 800 машин, большинство из которых являлись адаптированными самолетами Харрикен, включая и такие, которым уже приходилось участвовать в воздушных боях. Другие же были только что прибывшие из Канады новые машины различных модификациями.

Первыми стали Sea Hurricane Mk IA, приспособленные для того, чтобы в случае появления неприятеля подниматься с оснащенных катапультами торговых судов. За ними последовали Sea Hurricane Mk IB, оснащенные также аэрофинишером, что позволяло им взлетать и садиться на палубу авианосца. Sea Hurricane Mk 1С, производство которых широко развернуто не было, имел, в отличие от ранних версий, снабженных пулеметами, четыре установленных в крыльях 20-мм пушки. Оснащенные двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX и пулеметным вооружением Си Харрикекы носили наименование Mk III, в то время как Си Харрикены с теми же силовыми установками, но с пушками вместо пулеметов - Mk IIС. Вне зависимости от того, какой индекс получали выпускавшиеся в Канаде самолеты изначально, поступая в морскую авиацию они получали те же наименования (Mk III и MkIIC).
США
Grumman TBF Avenger (Мститель), которому судьбой было определено стать лучшим торпедоносецем палубной авиации времен войны, принял боевое крещение во время боев за атолл Мидуэй. Опытный образец самолета, XTBF-1, впервые поднялся в воздух 1 августа 1941 г. после заключения контракта на выпуск 286 торпедоносцев этой марки. Первый серийный TBF-1 вышел из сборочного цеха в январе 1942-го. чтобы поступить в летную часть VT-8 («восьмую торпедную») в мае того же г. 4 июня, в разгар боев за Мидуэй, шесть машин из состава VT-8 поднялись с борта авианосца. Обратно вернулся лишь один самолет, воздушный стрелок был мертв, и еще один член экипажа - ранен. Несмотря на столь обескураживающий результат, производство продолжало расширятся. На помощь компании фумман пришла корпорация Дженерал Моторс, начавшая строительство версии ТВМ-1. Впускались подварианты TBF-1C с двумя 20-мм пушками в крыльях, TBF-1B, поставлявшиеся по ленд-лизу в Великобритания, и оснащавшиеся радарами типа «воздух-корабль» TBF-1D и TBF-1E, а также TBF-1L c установленным в бомболюке прожектором.
США
Один из лучших истребителей палубной авиации времен во Второй мировой войны, достойный напарник F4U Корсара. Grumman F6F Hellcat (Ведьма) представлял собой дальнейшую разработку F4F Уайлдкет. Впервые опытный образец XF6F-3 поднялся в воздух 26 июня 1942 г. Затем машина получила форсированный двигатель и вновь совершила полет спустя чуть больше месяца. Поступление серийных Хэлкетов в эскадрилью VF-9 на борту американского авианосца «Эссекс» началось в начале 1943-го. В версии ночного истребителя, F6F-3E и F6F-3N, самолет оснащался установленным в обтекателе под плоскостью радаром. В 1944-м появился F6F-5, на котором расположенные ближе к корневым частям крыльев 12,7-мм пулеметы были заменены 20-мм пушками. Эта модификация раполагала наружными бомбодержателями, позволявшими нести 907 кг (2000 фунтов) авиабомб. F6F-5N представлял собой новую версию оснащенного радаром ночного истребителя. Всего было выпущено 6435 единиц F6F-5N, 252 машины модификации F6F-3 и 930 - F6F-5 несли службу в Британской военно-морской авиации под наименованием, соответственно, Hellcat Mk I и Hellcat Mk II. Всего же суммарный выпуск F6F составил 12 275 самолетов.
США
Во время своего дебютного полета 2 сентября 1937-го прототип одноместного морского истребителя Gnimman XF4F-2 смог развить скорость всего лишь на 16 км/ч больше, чем Брюстер F2A-1. Конструкторам удалось убедить заказчика в наличии у их самолета будущего только после того, как на него установили оснащенную двухступенчатым турбокомпрессором силовую установку R-1830-76, что позволило опытному образцу XF4F-3 развить скорость 537 км/ч. В августе 1939 г. компания получила производственный заказ на 54 истребителя F4F-3, двадцать два из которых отправились в летные части морской авиации в конце 1940-го. Эти самолеты (первые монопланы, выпущенные для ВМФ США фирмой Грумман и позднее получившие название Wildcat (Дикая Кошка) несли службу в эскадрильях VF-4 и VF-7. Следующими заказчику поступили 95 единиц модификации F4F-3A с оснащенными одноступенчатым турбокомпрессором двигателями R-1830-90. В 1939 г. контракт на закупку Уайлдкет был подписан с представителями французского правительства, однако вся партия из 81 самолета поступила в Великобританию.
США
Опытный образец двухместного Douglas SBD Dauntless был создан на базе Northrop BT-1 (после того как корпорация Нортроп стала подразделением компании Дуглас). Этот пикирующий бомбардировщик палубного базирования представлял собой на деле значительно модернизированный серийный ВТ-1. В апреле 1939 г. компания получила заказ на 57 единиц SBD-1 и 87 экземпляров SBD-2. Первые поступили в распоряжение бомбардировочных и разведывательно-бомбардировочных эскадрилий корпуса Морской пехоты США, а вторые в разведывательные и бомбардировочные ВМФ. В марте 1941-го появились SBD-3, оснащавшиеся размещенными носовой части фюзеляжа двумя дополнительными 12,7-мм пулеметами, самозаклеивающимися топливными баками и силовой усташвкой R-1820-52. В 1942 г. на заводе в Эль-Сегундо, штат Калифорния, построили 780 самолетов SBD-4 (отличавшихся от SBD-3 только 24-вольтовой электрической системой). В период 1941-42 г выпускались модификации для фоторазведки (SBD-1P, SBD-2P и SBD-3P).
США
Отличавшийся от других самолетов перевернутым крылом типа «чайка», Vought F4U Corsai стал, вне сомнения, лучшим палубным истребителем времен войны. В ходе боев над Тихим океаном на один сбитый Корсар приходилось 11 побед, одержанных пилотами на этих машинах. Спроектированный Рексом Б. Бейзелом, опытный образец XF4U-1 поднялся в небо 29 мая 1940 г., а первый серийный истребитель F4U-1 поступил в действующую летную (истребительную) часть VF-12, в октябре 1942 г. Большинство машин первого выпуска были направлены в распоряжение авнаподразделений корпуса Морской пехоты США. Впервые Корсар были опробованы в деле летчиками Морской пехоты из (истребительной) эскадрильи VMF-124 в небе над Бугенвилем 13 февраля 1943-го. Были развернуты дополнительные производственные линии на заводах компаний Брюстер и Гудйер, выпускавших, соответственно, модификации F3A-1 и FG-1. Для улучшения обзора, пилотскую кабину на этих версиях подняли повыше, a F4U-1C в целях наращивания огневой мощи оснастили вооружением из четырех 20-мм пушек.
США
Cutties SB2C стал последним в ряду самолетов компании, получивших название Helldiver - «Отчаянный ныряльщик» (его предшественники представляли собой выпускавшиеся в предвоенный период бипланы). Впервые машина поднялась в воздух под индексом XSB2C-1 18 декабря 1940 г. Серийные SB2C-1 отличались большими по площади поверхностями хвостового стабилизатора, топливными баками большей емкости и оснащались четырьмя установленными в крыльях 12,7-мм пулеметами. В модификации SB2C-1C место пулеметов заняли две 20-мм пушки. Появившаяся в 1944 г. версия SB2C-3 имела более мощный двигатель, a SB2C-4 отличалась наружной подвеской, позволявшей ей нести под плоскостями восемь 127-мм реактивных снарядов или 454 кг (1 000 фунтов) авиабомб (в дополнение к бомбовой нагрузке в 454 кг. размещавшейся в бомболюках). SB2C-4 оснащались радарами в небольших подкрыльных гондолах, a SB2C-5 отличались наличием у них топливных баков большего объема. Общий выпуск составил 7199 самолетов, включая 300, построенных компанией Ферчайлд в Канаде и 984, вышедших из цехов Кенедиен Кар энд Фаундри.
Япония
Отличавшийся удачными пропорциями и очень хорошими аэродинамическими качествами и летными характеристиками, Nakajima D4T конструктивно очень походил на Хейнкель Не 118, права на производства которого японцы намеревались приобрести в 1938-м. Машина создавалась как палубный ударный бомбардировщик и изначально оснащалась импортной силовой установкой Даймлер-Бенц DB 600G. Дебютный полет самолета D4Y1 состоялся в декабре 1941 г., а в конце весны 1942-го завод в Нагойя закончил строительство партии в 660 самолетов-разведчиков D4Y1-C. Первые крупные потери машины этой марки понесли, когда во время боев за атолл Мидуэй был пущен на дно авианосец «Сорю». Получившие название Suieei (Комета) в японской авиации и кодовое наименование Джуди у союзников, D4Y1 в основном выходили из производственных цехов в версии пикирующего бомбардировщика. Перед началось боев на Филиппинском море 174 Кометы из составов 1-го, 2-го и 3-го авиаполков заняли места на палубах девяти японских авианосцев, действовавших в данном регионе.
Япония
За три года до триумфальных успехов B5N военное руководство Японии осознало, что перспективы модернизации B5N весьма ограниченны и сводятся к незначительным внешним усовершенствованиям, которые были сделаны в модификации B5N2. Соответственно, в 1939-м производитель развернул работы по созданию новой машины, Nakajima B6N. Опытный образец поднялся в воздух в начале 1941 г. Внешне B6N Tenzan (Гора в небесах) походил на самолет-предшественник, но отличался более крупным и мощным двигателем и 4-лопастным воздушным винтом с большим вращаюшим моментом. Наконец, компания Накадзима получила указание прекратить производство двигателей Мамору и оснащать модернизированные версии нового самолета силовой установкой Касей. В конечном итоге B6N1 (было выпущено всего 133 единицы) начали занимать места на палубах авианосцев «Сокаку», «Тайхо», «Хийо», «Юнио» и «Зуйкаку», чтобы в июне 1943-го принять участие в сражениях на Филиппинском море.
Япония
Моноплан с низким расположением крыла и убирающимися в фюзеляж ширококолейным шасси, Nakajima B5N разрабатывался в соответствии с техническими требованиями, спущенными заказчиком производителю в 1935 г. Хотя к 1941-му, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Накадзима B5N нес службу уже в течение четырех лет, на том этапе он был, вне сомнения, лучшим торпедоносцем палубной авиации в мире. Впервые самолет, оснащенный звездообразным двигателем Накадзима Хикари, поднялся в воздух в январе 1937 г. В следующем г. серийные В5Н1 появились на палубах авианосцев и на наземных аэродромах в Китае. В 1939-м появилась модификация B5N2 с более мощным двигателем Сакае 11, убранным под меньших размеров капот, но с тем же вооружением и бомбовой нагрузкой. Данная версия продолжала выпускаться до 1943 г. К моменту нападения Японии на США, машины модификации B5N2 полностью заменили B5N1 в боевых летных частях, 144 самолета B5N2 принимали участие в рейде на Перл-Харбор.
Япония
Знаменитый Mitsubishi A6M, хорошо известный как «Zero», стал первым в мире палубным истребителем, по своим летным характеристикам превосходившим любой самолет наземного базирования, с которыми ему приходилось сталкиваться. Из-за просчетов разведки союзников этот самолет с первого дня вступления Японии в войну смог захватить господство в воздушном пространстве над Ост-Индией и Юго-Восточной Азией. Машину, призванную заменить удачный, но уже устаревший к тому времени истребитель А5М, в 1937 г. спроектировало конструкторское бюро под руководством Дзиро Хорикоси. Опытный образец, А6М1, оснащенный 581,6-киловаттным звездообразным двигателем Мицубиси Зуисей 13, впервые поднялся в воздух 1 апреля 1939 г. Серийный истребитель А6М2 с двумя установленными в крыльях 20-мм пушками и двумя размещенными в носовой части фюзеляжа 7,7-мм пулеметами имел 708,4-киловаттный звездообразный поршневой двигатель Накадзима Сакае 12. Именно самолеты этой модификации действовали как истребители сопровождения во время памятного рейда против американского флота в Перл-Харборе, именно им предстояло господствовать в небе над Малайей, Филиппинами и Бирмой.
Япония
К тому моменту, когда Япония вступила в войну, Aichi D3A уже считались устаревшими. Между тем машина, получившая шасси, снабженные обтекателями, стала тем самым самолетом, которому довелось сбросить бомбы на американские цели на базе Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Самолет конструировался в 1936-м в соответствии с техническими требованиями по созданию пикирующего бомбардировщика. Прототип, оснащенный 529,4-киловаттным звездообразным двигателем Накадзима Хикари 1 совершил свой дебютный полет в январе 1938 г. Серийный D3A1 отличался чуть меньшей площадью несущей поверхности и большей по мощности силовой установкой - 745,7-киловаттным (1 000 л.с.) звездообразным двигателем Мицубиси Кинсей 43. Конструкторы увеличили форкиль, что заметно повысило маневренность самолета. Вместе с тем недостаток вооружения, состоявшего из двух стреляющих вперед 7,7-мм пулеметов, а также одного пулемета того же калибра, расположенного в кабине сзади, заметно снижал боевую мощь машины.
Палубная авиация получила столь значительное распространение во время Второй мировой войны, что несколько крупных сражений в воздухе над Тихим океаном велись исключительно самолетами, действующими с авианосцев. В других местах палубная авиация, осуществлявшая вылеты с бортов авианосцев сопровождения, наносила удары по субмаринам, отражала налеты вражеских бомбардировщиков и прикрывала высаживавшиеся десанты.

Перед Второй мировой войной еще не вполне было ясно, сколь значительной окажется будущая роль самолетов палубной авиации в морских сражениях. Так уже сложилось, что с конца шестнадцатого столетия - времен Испанской армады - и до сражений за Ютланд в ходе Первой Мировой войны доминирующей силой на море служили орудия главного калибра линкоров и тяжелых крейсеров. В любых флотах в количественном отношении такого рода суда значительно превосходили авианосцы.