ProLine

Авиация второй мировой войны

Великобритания
С начала 1944 г. главной функцией Short Stilling, спроектированных и строившихся как бомбардировщики, стала буксировка планеров и транспортировка десантных команд. Самолеты несли службу в составе 38-й группы Командования транспортной авиации. Опытный образец Stirling Mb IV, представлявший собой перепрофилированный Стерлинг Мк III, впервые осуществил полет в 1943 г. В новой модификации была оставлена прежняя силовая установка, однако машина башенок (место первой занял прозрачный обтекатель); в хвостовой части фюзеляжа, сохранившей свою защитную башенку, установили буксирное устройство.

Наличие у самолета просторного фюзеляжа предполагало возможность транспортировки до сорока полностью экипированных солдат или двадцати парашютистов. Однако первым боевым заданием Стерлинга в его новой ипостаси стала буксировка планеров Эрспид Хорса в район боевых действий в ходе высадки на континент 6 июня 1944 г. В акции участвовали машины из состава 190-й и 622-й эскадрилий, базировавшихся в Фэрфорде, а также дислоцированных в Кивиле 196-й и 299-й эскадрилий. Самолет принял участие в эпохальной Арнемской операции и заключительном броске через Рейн в марте 1945 г.
Великобритания
Handley Page Halifax стал не первым перепрофилированным бомбардировщиком, применявшимся в качестве как буксировщика планеров, так и транспортного самолета для высадки парашютных десантов. Модификации Halifax A.Mk III, Halifax A.Mk V и Halifax A.Mk III нашли широкое применение в Европе. Галифакс оказался единственным самачетом, способным поднимать в воздух огромные планеры Дженерал Эркрефт Гамилькар, когда последние перевозили легкие танки. Тогда как выпускавшаяся после войны последняя модификация Halifax A.Mk9 - транспортный самолет, предназначенный для парашютных десантов, - мог принять на борт 16 бойцов с оружием и боеприпасами.

Первые опытные полеты Галифакса из состава десантных сил с планером Гамилькар на буксире прошли в феврале 1942-го в Ньюмаркете. Однако девять месяцев спустя, во время выполнения боевого задания в ночь с 19 на 20 ноября. Галифакс тянул за собой не Гамилькар, а два Эрспид Хорса. Операция носила название «Фрешмен» (новичок/первокурсник), задачей же десантников, доставленных в планерах на территорию Южной Норвегии, было уничтожение немецкого завода по производству тяжелой воды. В ходе подготовки ко вторжению на Сицилию - операции «Хаски», начавшейся 10 июля 1943 г. - Галифаксы доставили в Северную Африку по два Хорса.
Великобритания
Ближе к концу 1940 г. британское летное начальство спустило производителям технические требования по созданию десантного планера, способного покрыть расстояние в 161 км (100 миль) после расстыковки с самолетом-буксировщиком на высоте 6096 м (20 000 футов). Ответом на запрос стало появление летательного аппарата General Aircraft Hotspur (Сорвиголова) Mk I. Фактически планер преодолевал только 134 км, однако при этом главное требование, состоявшее в том, чтобы аппарат нес семерых полностью экипированных бойцов и пилота, было соблюдено.

Размах крыльев Хотспера Mk I, отличавшегося от последующих модификаций наличием в салоне иллюминаторов, составлял 18,90 м (62 фута). Несмотря на то что производитель построил 23 экземпляра, применения в боевых условиях летательный аппарат не получил, а вместо этого был перепрофилирован в учебный планер Hotspur Mk II. Простота конструкции воздушного судна позволила привлечь к его производству большое количество субподрядчиков.
Великобритания
General Aircraft Hamilcar стал самым тяжелым планером, нашедшим применение в Королевских ВВС. Он первым смог принять на борт 7-тонный танк. Через три недели после дебютного полета опытного образца, состоявшегося 27 марта 1942 г., период испытаний закончился и производитель осуществил выпуск 412 планеров Hamilcar Mk I. Быстрота разработки отчасти может быть объяснена тем, что, прежде чем представить свой летательный аппарат, конструкторы опробовали уменьшенную копию, весом в одну восьмую от полной взлетной массы планера.

Чтобы облегчить процесс погрузки, а самое главное ускорить выгрузку тяжелого оборудования на месте приземления, летательный аппарат снабдили откидывающимся носом, что позволяло выводить автомашины и другую технику своим ходом сразу же после посадки. При первом же практическом применении планеров в боевых условиях - в начаче июня 1944 г. в Нормандии - бойцы 6-й воздушно-десантной дивизии смогли по достоинству оценить вышеназванное качество летального аппарата. 70 планеров Гамилькар приняли участие в той дебютной для них операции, буксируемые самолетами Хендли Пейдж Галифакс.
Великобритания
Первым буксировщиком планеров и учебным парашютно-десантным самолетом стал Armstrong Withworth Whitley Mk II, использовавшийся 1-й парашютной школой в Ринджуе летом 1940 г. Выброска десантников производилась с площадки, установленной на месте хвостовой пулеметной башенки, однако позднее под выход приспособили проем подфюзеляжной пулеметной башенки. С выпущенными с целью снижения скорости во время учебных прыжков шасси машина приобретала очень странный вид.

Первый опыт участия в боевых десантных операциях Whitley Mk V получил во время неудачной акции, носившей название Колосс, когда 10 февраля 1941 г. произвел выброску парашютистов. Задачей их было уничтожение снабжавших водой весь юг Италии виадуков в Траджино, в Кампании.

Второй выброской парашютного десанта для Уитли из 51-й эскадрильи стала операция по уничтожению фашистской станции слежения в Брюнвале в ночь с 27 на 28 февраля 1942 г. Командовал летной частью уинг-коммандер П.С. Пикеринг.
Великобритания
Изначально машина разрабатывалась компанией Бристоль как разведывательный самолет и бомбардировщик, оснащенный силовой установкой Таурус. Прототип Armstrong Withworth Albermarle совершил первый полет 20 марта 1940 г. В этом воздушном судне воплотились несколько передовых идей самолетостроения того времени. Каркас его удачно сочетал стальные и деревянные конструкции, что облегчало при производстве задачу подбора смежников. Конструкторы летательного аппарата могли похвастаться тем, что их машина стала первым построенным в Соединенном Королевстве самолетом с шасси с носовой опорой.

Передача готовой продукции заказчику затянулась и началась не ранее октября 1941 г. Только 42 единицы модификации Albermarle Mk I вышло из сборочных цехов как бомбардировщики. Впоследствии они были перепрофилированы в транспортные самолеты. Остальные же 558 Альбемарлей выпускались как специализированные транспортные воздушные суда и буксировщики планеров. В процессе производства принимали участие различные фирмы подрядчики, не вовлеченные напрямую в авиастроительную индустрию. Последние машины собирались на заводе фирмы А.У. Хэксли Лимитед, открытом в Глостере корпорацией Хокер Сиддли.
Великобритания
В декабре 1940 г. конструкторское бюро компании Эрспид получило технические требования X 26/40 по созданию безмоторного воздушного судна, способного перевозить 25 полностью экипированных десантников. При этом предполагалось, что размах крыльев планера будет большим, чем у бомбардировщика Веллингтон. Примерно 11 месяцев спустя Армстронг Витворт Уитли поднял на буксире два опытных образца Airspeed Horsa с Большого западного аэродрома Фэри, позднее ставшего частью Лондонского аэропорта. Одновременно еще пять идентичных летательных аппаратов проходили испытания в Портсмуте, где в них загружали джипы.

Разрабатывались планеры двух типов: Horsa Mk I с откидывающимся люком-сходней на левом борту и Y-образным буксирным концом, а также Horsa Mk II с креплением под одинарный трос и откидывающимся носом для удобства погрузки легких орудий и тому подобного вооружения.

Поскольку Хорса строился практически целиком из дерева, выпуск планеров могли наладить обычные мебельные фабрики; за дело взялась хорошо известная фирма Гарриса Либуса, которая и освоила большую часть заказа. Немалое количество летательных аппаратов произвела автомобильная компания Остин Мотор. Основная компания выпустила лишь 700 планеров Хорса из общего количества 3633 единиц.
Италия
Как и более крупный Юнкерс Ju 52/3m, которого он внешне напоминал, Savoia-Maxchetti S.M.81 Pipistrello (Летучая мышь) изначально проектировался инженером Алессандро Маркетти как бомбардировщик. В этом качестве он принял участие в войнах в Испании и Абиссинии. Так же, как и в случае с похожим на него немецким самолетом, история появления Пипистрелло уходила корнями в область гражданской авиации. S.M.81. разработанный на базе Савойя-Маркетти S.M.73, имел такое же как у последнего неубирающееся шасси.

Построенный в 1935-м. S-M.81, к моменту вступления страны во Вторую мировую войну, успел уже изрядно устареть. Вследствие этого, несмотря на свой мощный каркас из дерева и металла и способность оставаться в воздухе даже после получения серьезных повреждений, как бомбардировщик Пипистрелло быстро уступал место S.M.79. Производство S.M.81 прекратилось уже в марте 1938 г., после того как 534 машины, покинув сборочные цеха, отправились к заказчику. После того как Летучие мыши были отозваны из фронтовых летных частей, 304 оставшихся в распоряжении Реджиа Аэронавтика Пипистрелло были перепрофилированы в транспортные самолеты, способные брать на борт 18 человек.
Германия
Когда в марте 1941 г. огромный, буксируемый Юнкерсом Ju 90 Messerschmitt Me 321 (планер с выполненным из сварных металлических конструкций и дерева каркасом, обшитым тканью и фанерой), отправился в свой первый полет, на борту его, как ни странно, находился всего один пилот. Это был, несомненно, человек очень сильный физически, поскольку управлял огромным летательным аппаратом, лишенным гидравлических усилителей рулей. Позднее обычным явлением на Me 321 стал экипаж из трех человек.

Транспорт создавался с расчетом на то, что сможет перевозить роту солдат, или мощную зенитку, или гусеничную бронемашину (танк), или же другой соответствующий по весу груз. Изначально версия Me 321А оснащалась шасси в виде двух тележек со множеством колес, однако более поздняя модификация. Me 321B, получила обычное шасси с двумя колесами большого диаметра. Даже в тех случаях, когда в качестве буксировщиков выступали три Мессершмитта Bf 110 или один Хейнкель Не 111Z, мощности их явно не хватало, чтобы оторвать планер-гигант от земли, вследствие чего приходилось применять реактивные ускорители. В порядке эксперимента на летательный аппарат устанавливались воздушно-реактивные пульсирующие двигатели, призванные увеличить дальность полета воздушного судна после его расстыковки с буксировщиком.
Германия
Heinkel He 111 изначально проектировался Зигфридом и Вальтером Понтерами как бомбардировщик, а применялся как гражданский транспортный самолет. Когда же на базе бомбардировщика был разработан транспортный самолет, но уже военного назначения, колесо его истории завершило полный круг.

Речь идет о Не 111H-30/R1, который задумывался как десантный транспортный самолет, способный брать на борт шестнадцать парашютистов, имевший люк в нижней части фюзеляжа и наружную подвеску, позволявшую нести два 800-кг контейнера. Практически идентичной была модификация буксировщика планеров Не 111H-20/R2, который, однако же, сам мог использоваться только как грузовой самолет. Защитное вооружение машины состояло из 13-мм пулемета MG131, установленного в башенке на турели с электрическим приводом.

Существовали различные наборы серийного оборудования, устанавливавшегося на тех или иных модификациях самолета. Так, одна из ранних версий. Не 111H-16/R2, оснащалась установленным в хвостовой части фюзеляжа приспособлением для буксировки планеров. Другими вариантами стали специализированный буксировщик планеров Не 111H-11/R2 и десантный самолет Не 111Н-23, способный взять на борт восемь парашютистов.
Германия
Gotha Go 242, отличавшийся двухбалочной хвостовой фермой и вместительной гондолой (в качестве фюзеляжа), имел очевидные преимущества перед DFS 230, так как был способен перевозить 21 бойца (почти второе больше) с соответствующим снаряжением или машину армейского образца.

Первые модели - грузового Go 242A-1 и десантного Go 242A-2 - отличались очень неудачным жестким шасси. Однако к 1942 г., начавший нести службу в действующих частях летательный аппарат (Go 242B-2) стал оснащаться подпружиненными колесами с масляными амортизаторами. Появились модификации парашютно-десантных планеров Go 242В-2 и Go 242B-3, имевших широкий задний люк. Версия Go 242C, отличавшаяся специальным корпусом, предназначенным для посадки на воду, оснащалась поплавками. Кроме всего прочего. Гота стал объектом разного рода экспериментов - попыток снабдить его разгонными реактивными ускорителями.

В действующие части поступило порядка 1500 летательных аппаратов Go 242, впервые примененных в боевых условиях на Ближнем Востоке. Однако к тому моменту 133 из этой партии были переделаны в Go 244. Данное воздушное судно представляло собой мотопланер с шасси с носовой опорой и двумя двигателями, установленными на удлиненных вперед балках хвостового оперения.

DFS 230

Германия
DFS 230 предстояло стать главным десантным планером Германии периода активного ведения ею наступательных операций. Способный перевозить восемь человек летательный аппарат был сконструирован в середине 30-х гг. В 1937-м старшие офицеры, наблюдавшие за полетом DFS 230, отстыкованного от самолета-буксировщика Юнкерс Ju 52/3m на высоте 1000 м. были поражены возможностью столь простой (в техническом смысле) высадки десанта. Заказ на серийное производство планера не заставил себя ждать, а в следующем году была сформирована небольшая планерная команда.

Первая серийная модификация DFS 230А-1 сделала шаг в историю 10 мая 1940 г. Ранним утром этого дня один из самых стратегически важных оборонительных форпостов в Бельгии на Альберт-канале. Эбен-Эмаель, был захвачен благодаря высадке на его крышу с планеров группы саперов. Так впервые громко заявил о себе планерный десант. Сразу открылись преимущества такого способа доставки диверсионных подразделений в заданные точки перед выброской парашютистов. Парашютистам после приземления всегда требовалось время, чтобы собраться и начать действовать, тогда как высаженный на планере десант не терял на сборы драгоценных минут.
США
Единственным американским планером, поучаствовавшим в боевых действиях, стал Waco CG-4A (носивший у британцев наименование Hadrian, а у американцев Haig). Летательный аппарат представлял собой стальную, похожую на трубу конструкцию, обтянутую тканью. Деревянный нос планера мог откидываться, открывая доступ в пространство внутри фюзеляжа легким транспортным средствам. Воздушное судно могло перевозить пятнадцать полностью экипированных десантников, которые рассаживались на скамьях вдоль стенок корпуса.

Созданный на базе меньшего по размерам XCG-3, способного вместить только девять человек, CG-4A, прозванный Джейхок. производился на заводах различных крупных компаний - Бич, Боинг, Цессна и Форд, - смежниками которых выступали небольшие, а порой и вовсе крохотные мастерские.

Адрианы впервые использовались британскими и американскими воздушными десантниками в 1943-м, когда они проводили подготовительные операции, закончившиеся летом того же г. взятием союзниками Сицилии. Еще одно историческое событие, связанное с Джейхоками, относится к июлю все того же 1943-го. Тогда управляемый британским экипажем Дуглас Дакота отбуксировал CG-4A, груженый предназначенными для СССР медикаментами, из Монреаля в Англию покрыв без посадки расстояние в 5633 км (3500 миль) за 28 часов.
США
Несмотря на то что Consolidated B-24 Liberator останется в памяти как один из наиболее значимых бомбардировщиков авиации союзников времен Второй мировой войны, эта машина изрядно потрудилась и как транспортный самолет. Первые самолеты поступили в распоряжение созданной в 1939-м Британской международной авиакомпании ВОАС в марте 1941 г. Позднее шесть машин под индексом LB-30A были направлены Командованию по перегону воздушных судов Королевских ВВС (как и другие, впоследствии поступившие из США).

К июню 1941-го Командование по перегону воздушных судов ВВС США получало идентичные LB-30A транспортные самолеты В-24А, которым суждено было нести нелегкую военную службу в многих уголках мира.

У армейского начальства и производителей возникли планы по созданию на базе вышеупомянутых машин специализированного транспортного самолета. В 1942 г. идея материализовалась в Консолидейтид С-87, разработанный на б¬зе B-24D. 287 таких машин были заказаны Командованием ВВС США на Аляске (USAAC).
США
Дуглас С-47, вероятно, является самым знаменитым транспортным самолетом всех времен. Гражданский лайнер и транспортный самолет. Douglas С-47 Skytrain (Воздушный Поезд) был создан на базе пассажирского DC-3, продемонстрировавшего в 30-е гг. новый уровень скорости и удобства воздушных перевозок. Отправившийся в свой первый полет 17 декабря 1935 г., гражданский самолет С-47 нескоро заинтересовал военных. Прошло почти пять лет, прежде чем в 1940-м летное начальство ВВС США сделало заказ на эту машину. В новой версии внутри салона по бокам были установлены ковшеобразные сиденья, а звездообразные двигатели Пратт и Уитни R- 1830 пришли на смену поднимавшим в воздух DC-3 Райт Циклонам. Было построено 93 единицы С-47, когда производитель перешел к выпуску модификации С-47А с 24-вольтовой электрической системой (вместо 12-вольтовой). Всего из сборочных цехов компании вышло 4931 машин с индексом С-47А. Двигатели R-1830-90 самолетов версии С-47В снабжались высотными турбокомпрессорами. Выпуск данной разновидности машины, использовать которую предполагалось в Юго-восточной Азии, составил 3241 единиц (включая 133 учебных самолета ТС-47В).
США
Как и его знаменитый современник, Дуглас С-47, Curtiss С-46 Commando изначально создавался как гражданский самолет. Впервые прототип CW-20, оснащенный двумя 1193,1-киловаттными (1600 л.с.) двигателями Райт Циклон 586-С14-ВА2, поднялся в небо 26 марта 1940 г. Тогда машина имела двухкилевое хвостовое оперение, которое конструкторы довольно скоро заменили однокилевым. В сентябре 1940-го компания получила крупный заказ от военных на перепрофилированную для нужд вооруженных сил машину, С-46, которая оснащалась бы силовой установкой Пратт и Уитни Дабл Уосп.

Сразу следом за С-46, появилась главная серийная модификация, С-46А, отчичавшаяся двойными грузовыми люками и гидравлическим подъемным механизмом. Данное нововведение позволяло экипажу самостоятельно осуществлять погрузку и выгрузку самолета, не прибегая к помощи наземных служб. Другая широко распространенная версия, C-46D, отличалась носом усовершенствованной конструкции и имела дверь для выброски парашютистов, C-46F с затупленными законцовками крыльев оснащалась более мощными двигателями, С-46Е обладала ветровым стеклом в виде уступа.
Во время Второй мировой войны транспортная авиация совершила глобальный шаг в концепции своего применения. Самолеты, несшие службу в ее частях, теперь доставляли по воздуху личный состав десантных подразделений в требуемые точки на поле боя, что значительно повышло мобильность войск и коренным образом меняло взгляды на методы решения боевых задач.

«Нам необходимо создать по меньшей мере пятитысячный парашютно-десантный корпус».
Это мнение высказал Уинстон Черчилль в обращении к начальнику своего штаба 22 июня 1940 г. Так было положено начало рождению британской воздушно-десантной дивизии.

Давным-давно мечтали полководцы о каком-нибудь средстве, которое позволило бы переносить крупные подразделения солдат в зоны протекания военных действий. В наполеоновские времена существовал по крайней мере один проект, предполагавший переброску французских солдат через Ла-Манш на индивидуальных воздушных шарах! Однако не французам и не британцам, а русским было суждено впервые воплотить мечту в реальность. На летних войсковых учениях 1936 г. 1200 бойцов из советской части, в распоряжении которых имелось 150 пулеметов, осуществив десантирование с самолетов, поразили мир.
СССР
Советский союз мог бы считать себя пионером в деле применения ракет как современного оружия авиации, но сначала предполагалось, что ракеты будут оружием класса «воздух-воздух». В 1937 г. проводились первые испытания, все истребители хотели вооружить 6-8-ю ракетами, подвешенными под крыльями. Ракеты назвали РС-75 и РС-82, где число показывало диаметр ракеты - 75 мм (2,95 дм) и 82 мм (3,23 дм) соответственно.

В следующем году появился вариант ракеты для групповой атаки - более крупная РС-132, подвешивавшаяся под бомбардировщики.

В боевой обстановке РС-75 впервые была применена в Монголии против японских самолетов, во время конфликта на реке Халхин-Гол, и хотя результат считался успешным, в первые месяцы войны с Германией об этих ракетах перестали упоминать (ракеты теперь внесли большой вклад в другой сфере).
США
Эти бомбы, быстро получившие название «бетонобойные», специально создавались для разрушения целей, защищенных бетоном или сталью, и хотя имели устрашающую мощь, значительно уступали в размерах и мощности британским «тяжелым» бомбам.

Самой крупной была 725,7-кг (1600 фунтов) бронебойная бомба AN-Mk 1, с одним хвостовым взрывателем AN-Mk 228, настроенным на задержку подрыва в 0,08 секунды. Бомба заполнялась ВВ - прессованной «взрывчаткой D» или тротилом, ее цилиндрический корпус с заостренной носовой частью и несколько сужающейся хвостовой частью вытачивался из цельного кованого куска стали. Хвостовая часть корпуса вставлялась в коробчатый узел стабилизатора, корпус имел две боковые цапфы, располагавшиеся между двумя верхними узлами подвески; внизу находился одиночный узел подвески британского стиля.

Такую же конструкцию имела 272-кг (600 фунтов) бомба AN-Mk 33, более легкая, но способная поражать такие же защищенные цели, включая линейные корабли и крейсера. Позднее эти бомбы модифицировали, снабдив их вворачиваемыми узлами подвески (вместо приваривавшихся к поясам усиления, укладывающимся в канавки на корпусе).
США
В 1945 г. специалисты любили сравнивать «лучшую аэродинамическую форму» британских бомб и более стандартизованные» обводы бомб Люфтваффе. Но что бы они ни говорили, наибольшее разнообразие форм свободнопадающих бомб, вероятно, следует отнести к бомбам США. Внешне очень похожей на германскую была 907-кг (2000 фунтов) бомба общего назначения AN-M66, применявшаяся армией и ВМФ США; этот тип хорошо показал себя при атаке складов с боеприпасами, железнодорожных станций, аэродромов и заводов, а модифицированная версия бомбы с гидростатическим взрывателем AN-Mk 230 успешно применялась против крупных военных кораблей, а также подводных лодок. Бомба начинялась ВВ - аматолом или тротилом.

454-кг (1000 фунтов) бомба общего назначения по форме напоминала более крупную версию, а 227-кг (500 фунтов) бомба имела уже другую форму, более округлую, с сужающейся хвостовой частью и пластинами стабилизаторов, их можно считать типичными американскими бомбами Второй мировой войны. Применявшиеся как армией, так и ВМФ против тех же целей, что и более крупная версия, они снабжались тем же носовым взрывателем AN-M103, хотя, если того требовал класс цели, взрыватель заменялся на AN-M125 замедленного действия.
Великобритания
Подобно 11,34-кг (25-фунтовой) бронебойной ракете, с 1943 г стала стандартной ракета с фугасной боеголовкой весом 27,22 кг (60 фунтов), а еще позднее применялась в боях ракета с осколочной боеголовкой такого же веса.

К этому времени усовершенствовалась тактика применения ракетного оружия. Боевой строй самолетов, несущих ракеты (обычно Тайфуны), подходил к цели на высоте 1829-3048 м (6000-10 000 футов), и лидер группы первым начинал пикирование под углом около 40 градусов, чтобы указать на цель, вслед за ним с таким же утлом пикирования к земле устремлялись остальные самолеты - на скорости 644 км/ч (400 миль/ч), или с углом 30 градусов, если требовалась меньшая скорость - 612 км/ч (380 миль/ч). На высоте не более 152 м (500 футов) и дистанции 500 м (550 ярдов) до цели выпускался залп ракет (по мощи близкий к залпу орудий всего борта корабля-эсминца, и пилоты резко поднимали самолеты вверх, стараясь выйти из зоны поражения осколками своих же ракет, на что им оставалось всего пять секунд. К сожалению, примерно 25% ракет не взрывались, особенно в первый период их применения, кроме того, они имели тенденцию к недолету до цели и трудно было рассчитать скорость ухода ракеты с траектории вниз.
Великобритания
Британские ракеты использовали двигатель на твердом топливе, размещенном внутри литой стальной трубы, ракета снабжалась различными боеголовками и взрывателями. Корпус ракеты изготавливался из отрезка трубы диаметром 7,52 см (3 дм), снабженного в хвостовой части комплектом ориентированных крестообразно стабилизирующих пластин и парой выступов, с помощью которых ракета подвешивается на пусковую балку самолета. В передней части на винтах крепилась бронебойная боеголовка весом 11,34 кг (25 фунтов). Большая часть внутреннего пространства трубы заполнялось твердым ракетным топливом. Запуск двигателя производился электрической искрой, поджигавшей пороховой заряд в передней части, хотя газовая струя вытекала через задний открытый конец трубы; это делалось для того, чтобы при сгорании топлива балансировка ракеты не изменялась. Для учебных стрельб применялась боеголовка из бетона.
Великобритания
Самой крупной из британских бомб военного времени была хорошо известная Грэнд Слэм, 9979-кг (22 000 фунтов) снаряд, предназначенный для глубокого проникновения внутрь цели и снабженный хвостовым оперением аэродинамической формы, придающим бомбе вращение при падении. Сорок одна такая чудовищная бомба была сброшена в 1945 г. со специально модифицированных самолетов Авро Ланкастер, первая - 14 марта, когда Ланкастер В.Мк 1 (специальный) с бортовым номером PD112 из 617-й эскадрильи, управляемый командиром эскадрильи К.К. Колдером, разрушил два пролета Билфилдского виадука одной из таких бомб (всего день спустя после проведения первого испытательного бомбометания).

Британские тяжелые бомбы 5443-кг (12 000 фунтов) имели две разновидности, более сложная называлась Tollboy и предназначалась для глубокого проникновения внутрь цели: 854 таких бомбы сбросили самолеты Авро Ланкастер, начиная с первой бомбардировки в ночь с 8 на 9 июня 1944.
Великобритания
Хотя в 1918 г. уже существовали не только 816,5-кг (1800 фунтов) фугасная бомба общего назначения, использовавшаяся главным образом 297-й эскадрильей Королевских ВВС, но и 1496,9-кг (3300 фунтов) фугасная бомба, предназначенная для подвески к самолету Хэндли Пэйдж V/1500, они являлись слишком «грубым» оружием. В дальнейшем, конструкторы создавали более легкие бомбы, и к началу Второй мировой войны в арсенал входили бомбы общего назначения, весом 113,4 кг (250 фунтов) и 226,8 кг (500 фунтов).

Конечно, еще оставалась «ниша» для свободно падающих бомб меньшего размера, которая запомнилась с появлением самолета-бомбардировщика Хоукер Харри, способного брать четыре 22,68-кг (50 фунтов) бомбы под каждым крылом.

Британские бомбы демонстрировали разнообразие внешних форм: одни, предназначенные для самолетов-истребителей, вскоре приобрели почти коническую форму носовой части (с затупленным носиком), но большая часть бомб имела обычный вид, с «яйцеобразными» очертаниями (до тех пор, пока не появилась «тысячефунтовая» бомба, предназначенная для подвески на наружные узлы крепления самолета Хоукер Тайфун), все это иллюстрирует высокий уровень техники конструирования бомб для Королевских ВВС.
Япония
Во время Второй мировой войны Япония обладала широким ассортиментом снарядов класса «воздух-земля», от сравнительно простых контейнеров, вмещающих 30 бомб весом 0,735 кг (16 фунтов), и более крупных, рассеивающих 76 мелких бомб, - до 800-кг (1763,7 фунта) фугасных морских бомб общего назначения. Самой меньшей из бомб общего назначения была 15 кг (33,07 фунта) противопехотная, диаметром 10,16 см (4 дм) и длиной всего 64 см (25,2 дм).

У большинства японских бомб взрыватель размещался в носовой части и только с появлением 50-кг (110,23 фунта) фугасной бомбы стали применять как носовой, так и хвостовой взрыватели, хотя подобная комбинация чаще ассоциируется с 250-кг (551,15 фунта) фугасной бомбой, существовавшей в двух вариантах.

Конструкция японских бомб следовала обычным принципам, с ровными стабилизаторами без кольца, выполненная из листового металла, с выступающими головками заклепок. Однако для корпуса 800-кг (1763,7 фунта) бронебойной бомбы, грозного морского оружия, снабженной парой взрывателей B-2(Ь), применен корпус из кованой стали.

Ока

Япония
Неудачными оказались примерно 50 самолетов Oka M22 несколько меньшего размера (с уменьшенной боеголовкой в 600 кг/1323 фунта и газотурбинным двигателем, предназначенных для перевозки под бомбардировщиками Иокосука P1Y1 Гинга), из-за малой мощности их двигателя, а самолет Oka M83 с ракетным двигателем (с той же боеголовкой, предназначенный для перевозки под бомбардировщиками Накадзима G8N1 Рензан) не успели закончить до конца войны. В стадии проектов остались самолеты с ракетным двигателем Oka М43А и Oka М43В (первый - со складывающимися крыльями, второй - с неподвижными крыльями): интересной особенностью «Модели 43В» была возможность пилоту отстреливать концы крыльев перед последним пикированием, чтобы увеличить скорость встречи с целью.

Тактико-технические характеристики Oka M11
Тип: управляемый самоубийцей снаряд с ракетным двигателем
Двигатель: три твердотопливньи ракетных «Тип 4 Мк 1 Модель 20» с суммарной тягой 800 кг (1764 фунта)
Характеристики: максимальная скорость 649 км/ч (403 мили/ч) на высоте 3500 м (11 485 футов); скорость пикирования 927 км/ч (576 миль/ч); дальность 37 км (23 мили)
Вес: максимальный взлетный 2140 кг (4718 фунтов), ВВ 1200 кг (2646 фунтов)
Размеры: размах 5,12 м (16 футов 9,6 дм); длина 6066 м (19 футов 10,8 дм); высота 1,16 м (3 фута 9,7 дм); площадь крыла 6,0 м2
Германия
Еще в 1938 г начала создаваться управляемая и снабженная двигателем бомба, позднее получившая название Henschel Hs 293, уже через год построили испытательную модель в форме планера. Целью всей работы было создание противокорабельного снаряда, управляемого на расстоянии с самолета-носителя.

Хотя подходящего ракетного двигателя еще не существовало, работу продолжали, используя стандартную бомбу SC 500, снабженную крыльями и хвостовым оперением, но пока без рулей, затем появился первый вариант с жидкостным ракетным двигателем (использующим компоненты топлива «T» и «Z»), подвешенным под корпусом снаряда. Управление осуществлялось по 18-ти канальной радиосистеме.

Предполагалось, что снаряд будет доставляться к месту пуска подвешенным под самолет-носитель: чтобы предохранить приборы снаряда от замерзания на большой высоте во время доставки, с самолета в снаряд подавался теплый воздух: при сбросе с высоты 1400м (4595 футов) рассчитывали получить дальность снаряда в 9 км (5 миль).
Германия
Хотя удары по наземным целям были одной из главных задач Люфтваффе, эта задача обычно выполнялась штатным оружием самолетов и стандартными свободно-падающмими бомбами весом до 250 кг (551 фунт) или специальными бомбами, включающими мелкие осколочные бомбы SD 2 (Бабочка), впервые примененными в утро германского нападения на Советский союз. И эта же страна повлияла на появление у Люфтваффе ракет как оружия класса воздух-земля.

Медленное развитие этого рода оружия частично связано с отсутствием у Германии информации о результатах испытаний советской 82-мм (3,23 дм) ракеты и неудачными результатами собственных полевых испытаний, проведенных в 1942 г. - 54-я истребительная эскадрилья временно была вооружена ракетами, чтобы поражать суда, идущие по Ладожскому озеру и снабжающие Ленинград. Испытывались ракеты сухопутного типа калибром 210 мм (8,27 дм), подвешиваемые под крылья самолетов Мессершмитт Bf 109F. Оказалось, что попасть в цель этой ракетой почти невозможно, т.к. ракета имела небольшую скорость и «сваливалась» с траектории.
Германия
При сдаче итальянского флота союзникам 9 сентября 1943 г. немцы атаковали итальянские линейные корабли «Италия» (был поврежден) и «Рома» (потоплен) новым типом оружия класса «воздух-земля» - бомбой Ruhrstahl/Kramer Х-1 (или Fritz X). Это была свободно-падающая бомба, которая после сброса с самолета на высоте примерно 6000 м (19 685 футов) могла наводиться на цепь: двигаясь к цели, она пролетала расстояние около 2,4 км (1,5 мили) и разгонялась примерно до скорости звука.

Управление бомбой осуществлялось с помощью электромагнитных механизмов, перемещавших специальные аэродинамические поверхности - спойлеры, управляющий сигнал передавался по радио с самолета-носителя (обычно Дорнье Do 217), который после сброса бомбы уменьшал скорость полета с таким расчетом, чтобы к моменту падения бомбы оказаться над целью; оператор следил за бомбой с помощью обычного бомбового прицела Лотфе 7. Сначала применялась дублирующая проводная линия передачи сигнала длиной 8 км (4,97 мили), но позднее от нее отказались в целях экономии.
Германия
Люфтваффе применяла три категории стандартных бомб, все они входили в группу общего назначения и обозначались в соответствии с их классом и весом. Первая из них - фугасная SC (Spreng-bombe Cilindrisch), с тонкой оболочкой, предназначенная для обычного бомбометания со свободным падением; далее идет полубронебойная SD (Sprengbombe Dikwandig), с толстой оболочкой; и, наконец, бронебойная PC (Panzersprengbombe Cuindrisch), с очень толстой оболочкой.

Наиболее часто применялась бомба SC 250, вторая часть названия указывает на вес взрывчатого вещества в килограммах (551 фунт), восемь таких бомб или 32 бомбы SC 50 или SD 50 (110 фунтов) составляли стандартную загрузку бомбардировщика Хейнкель Не 111, они сбрасывались на цель вперемешку с зажигательными бомбами.
После Первой мировой войны многие специалисты стали думать, что военная авиация сделает всю другую военную технику устаревшей. Однако Вторая мировая война быстро показала ограниченность воздушной мощи: дневные бомбардировки пресекались истребителями противника, а ночные бомбардировки были крайне неточными. Но уже к 1943 г. появились новое оружие и тактика.

Техника бомбометания с самолета, летящего на большой высоте, почти также стара, как сама авиация. Например, истории известно, что в 1911 г. пилот Джулио Гавотти сбросил в Ливийской пустыне на турецкие войска четыре бомбы, наполненных пикриновой кислотой, весом 1,8 кг (4 фунта). За прошедшие семь лет после этого несовершенного (но, несомненно, имевшего смысл) экспсримента техника воздушного бомбометания изменилась мало, но уже начинала становиться наукой. Прогресс стал прямым результатом создания таких специализированных машин, как Сопвич Саламандер.
Италия
Компания Меридионали работает в авиационной сфере в 1923 г., а двумя годами позже приступила к постройке самолетов Фоккер по лицензии. Два года компания носила название «Ромео», а с 1936 - «Индустри Мекканик е Аэронотик Меридионали» (IMAM).

В 1934 г. компания начала конструирование и производство двухместного биплана - истребителя/разведчика, названного Romeo Ro.37. Это был биплан с однопролетным крылом неравного размаха, смешанный (из дерева и металла) конструкции. Шасси - неубирающееся, с хвостовым колесом, все три колеса снабжены обтекателями: подкосное хвостовое оперение снабжено стабилизатором с регулируемым углом установки; Две закрытые кабины расположены тандемом. Двигатель - 522-кВт (700 л.с.) «Фиат» A.30RA V-образный. Позднее выпущена улучшенная версия Ro.37-bis, с возможностью установки радиального двигателя: Пьяджо P.IX или Р.Х с турбонаддувом. Обе модели успешно зарекомендовали себя и выпуск самолетов Ro.37 и Ro.37-бис составил 160 и 475 единиц соответственно, экспортные заказы получали из Афганистана, Венгрии и стран Центральной и Южной Америки.

Поликарпов У-2

СССР
Занимающий уникальное место в истории советской авиации самолет-биплан начального обучения Поликарпов У-2 имел не самое удачное начало биографии. Прототип У-2 ТПК, появившийся в начале 1927 г., конструировался в расчете на экономное использование материалов при ремонте и обслуживании, - крыло состояло из четырех идентичных взаимозаменяемых прямоугольных панелей с толстым профилем. Для элеронов, рулей высоты и направления использовались одинаковые управляющие поверхности. Получившийся самолет имел очень плохие летные характеристики. После того его переконструировали и он превратился в красивый маневренный биплан с одно-пролетным крылом, заканчивающимся скругленными концевыми кромками, обычным шасси с поперечной осью, и тандемно расположенными открытыми кабинами для инструктора и ученика. Снабженный 75-кВт (100 л.с.) радиальным двигателем, новый прототип совершил первый полет 7 января 1928 г. Испытания показали успешные результаты, самолет запустили в большую серию уже в 1928 г., а к моменту вторжения Германии в Советский союз в середине 1941 г. общий выпуск достиг свыше 13000 машин.
США
Самолет 105 Voyager (Путешественник) компании Stison (отделение Вулти) - красивая трехместная легкая гражданская машина, в 1941 г. армия США приобрела шесть таких самолетов, которые она посчитала пригодными на роль легкого связного самолета. Успешные испытания привели к первому заказу в 1941 г. 275 машин с четырехцилиндровым рядным двигателем Лайкоминг 0-435-1. Следующий заказ был на 1456 таких же самолетов, названных L-5.

Конструкция самолета L-5 отличалась от оригинального Вояджера, т.к. она должна была соответствовать постановлению об использовании легких металлических сплавов только для боевых самолетов. Вместо комбинированной конструкции крыла и хвостового оперения самолета Вояджер, эти узлы L-5 целиком выполнены из дерева, однако, каркас фюзеляжа из сварных стальных труб сохранился. Кроме того, два сиденья в кабине расположили тандемом, уменьшили высоту задней части фюзеляжа (чтобы улучшить обзор назад), и в потолок кабины встроили прозрачные панели. Первоначальная конструкция крыла с предкрылками и щелевыми закрылками - сохранилась. Главные стойки неубирающегося шасси с хвостовым колесом изменили так, что ход масляно-пружинного амортизатора увеличился почти вдвое.
США
В середине 1941 г. авиация армий США получила четыре экземпляра самолета Piper Cub Модель J-3C-65 для оценки возможности их применения в роли корректировщиков артиллерийского огня и самолетов связи. Они получили наименование YO-59 и, почти сразу же, было заказано еще 40 машин, названных O-59.

После испытаний самолет частично доработали, чтобы полнее удовлетворить специфические требования армии США. Новая версия получила название О-59А, это был высокоплан с подкосным крылом комбинированной конструкции, состоящим из деревянных лонжеронов, нервюр из легкого сплава и тканевой обшивки. Фюзеляж и подкосное хвостовое оперение имели сварной каркас из стальных труб и тканевую обшивку. Шасси - неубирающееся, с хвостовым колесом, двигатель - 48 кВт (65 л.с.) Континентэл О-170-3, четырехцилиндровый рядный. Основным требованием к самолету О-59А было улучшение условий работы в кабине пилота и наблюдателя, что было достигнуто увеличением площади остекления и обеспечением лучшего кругового обзора. Позднее этот вариант назвали L-4A.
США
Основанная в конце 1928 г. компания Аэроноутикэл Корпорейшн оф Америка в 1941 г. взяла новое название Аэронка Эйркрафт Корпорейшн. Одним из наиболее успешных ее продуктов был высокоплан Aeronca Модель 65, созданный в ответ на запрос рынка на надежный двухместный (тандем) учебный самолет. Четыре таких машины, направленных сначала в авиацию армии США, получили обозначение YO-58, за ними последовали 50 O-58, 20 O-58А и 335 О-58В, купленные ВВС США (организованными 20 июня 1941). Через год обозначение «О» (Наблюдение) заменили на «L» (Связь) и O-58, О-58А и О-58В стали, соответственно, L-3, L-3A и L-3B Grasshopper (Кузнечик). До момента прекращения выпуска модели в 1944 г. еще поставлено 540 самолетов L-3B и 490 L-3C. Обозначения L-3D/-3E/-3F/-3G/-3H/-3J использовали для гражданской Модели 65, снабженной различными двигателями и взятых в армию после вступления США во Вторую мировую войну.
США
В 1941 г. армия США проводила испытания четырех самолетов в каждом из трех типов двухместных легких машин, предназначавшихся для корректировки артиллерийского огня и связи: этими тремя типами были Taylorcraft YO-57, Аегопса YO-58 и Piper YO-59: все три подучили прозвище Grasshopper (Кузнечик). Успешное применение этих машин, действовавших непосредственно с армейскими подразделениями, на маневрах армии США привело к увеличению заказов на все три типа, но больше всего заказано машин Пайпер.

Первые четыре самолета Тэйлоркрафт YO-57 представляли собой стандартный гражданский Тэйлоркрафт Модель D, с 48-кВт (65 л.с.) четырехцилиндровым рядным двигателем Континентэл YO170-3, вслед за ними последовали 70, в основном, таких же самолетов 0-57, Однако, необходимость обеспечения кругового обзора потребовала доработки кабины и задней части фюзеляжа, а также вырезов в задней кромке крыла. Другие изменения, связанные с специализированными задачами машины, включали установку поворотного кресла наблюдателя и радиостанцию. Новая версия самолета получила название О-57А, таких машин построено 336.
США
Двухместный легкий самолет воздушного наблюдения стал важным участником операций армии США - концепция, развитая еще в Первой мировой войне. В последующие годы и до конца 1930-х гг. такой самолет, конечно, совершенствовался, а мощная механизация крыла сделала возможным его применение с совсем небольших и неподготовленных аэродромов.

Когда в 1940 г. Воздушный корпус армии США осознал необходимость усиление своей авиации самолетом этой категории, то его спецификации были переданы нескольким фирмам и вылились в контракты. Компания Стинсон получила контракт на 142 машины своей конструкции - подкосного высокоплана с металлическим каркасом, частично металлической, частично тканевой обшивкой, названного Stinaon 0-49. Для создания большой подъемной силы на малой скорости вся передняя кромка крыла снабжалась автоматически действующими предкрылками, а вся задняя кромка - занимающими почти две трети размаха щелевыми закрылками и большими щелевыми элеронами, отклоняющимися на 26, если закрылки полностью выпущены.
Германия
В феврале 1937 г. Имперское министерство авиации выпустило спецификации на ближний самолет-разведчик. Компания Фокке-Вульф откликнулась, создав Focke-Wulf Fw 189 Uhu (Филин) - цельнометаллический низкоплан с несущей обшивкой, почти целиком застекленной гондолой-фюзеляжем и двумя балками, несущими хвостовое оперение. Кабина-гондола имеет места для пилота, штурмана/радиста и техника/стрелка. На прототипе устанавливались два 321-кВт (430 л.с.) двигателя Артус As 410. Конструирование самолета начато в апреле 1937, в июле 1938 конструктор Танк совершил первый полет. Первая, учебная версия Fw 189В с двойным управлением летом 1939 была запущена в серийное производство. За ней последовал вариант Fw189A, весной к летом 1940 некоторые самолеты учебного центра 9.(H)/LG 2 переделывали в учебные. В 1940 собрано 10 самолетов Fw 189A-0 головной партии, некоторые из них направили в учебный центр 9.(H)/LG 2 для армейских испытаний; затем появился вариант Fw 189A-1.
Германия
Этот самолет - самый известный из машин, выпущенных компанией, по причине его широкого участия во Второй мировой войне. Fiseler Fi 166 Storch (Аист) отличался удивительно короткой взлетно-посадочной дистанцией, его первый полет состоялся в начале 1936 г. Это был высокоплан с подкосным крылом, комбинированной конструкции, с обычным подкосным хвостовым оперением и неубирающимся шасси с высокими главным стойками и хвостовым башмаком, поршневым двигателем Аргус (в форме перевернутого «V») и кабиной с большой площадью остекления, обеспечивающей великолепный обзор экипажу из трех человек. Как и в случае с Fi 97, ключом успеха этой машины являлось крыло, насыщенное фирменными средствами механизации, увеличивающими подъемную силу. В действительности самолет показал даже лучшие взлетно-посадочные качества, чем ожидалось - при легком встречном ветре он вачетал с площадки длиной 60 м (200 футов), а мог сесть на поляну в 1/3 этой величины.

Армейские испытания подтвердили, что германские вооруженные силы получили самолет для любой местности, и в оставшийся период Второй мировой войны он находился буквально везде, где присутствовали немецкие войска, а общий выпуск (во всех вариантах) составил 2549 машин.

Хеншель Hs 126

Германия
В 1935 г. компания Хеншель создала ближний самолет-разведчик Henschel Hs 122, с крылом над фюзеляжем, который должен был заменить машины Хейнкель Не 45 и Не 46, однако, хотя и построили несколько самачетов, с 492-кВт (660 л.с.) двигателем Сименс SAM 22B, модель Hs 122 не была принята Люфтваффе. Главный конструктор компании Хеншель Фридрих Ннколаус переделал этот самолет, снабдив его новым крылом, главным шасси на укосинах и фонарем над кабиной пилота (кабина наблюдателя осталась открытой). В 1937 г. компания Хеншель собрала 10 самолетов Henschel Hs 126А-0, базирующихся на третьем прототипе, и некоторые из них весной 1938 оценивались в учебном центре разведки Люфтваффе. Первой серийной версией стала Hs 126A-1, в целом подобная машинам головной партии, но с 656-кВт (880 л.с.) радиальным двигателем BMW 132dc. Вооружение состояло из одного направленного вперед 7,92-мм (0,31 дм) пулемета MG 17, плюс такого же пулемета на поворотной установке в задней кабине, и пяти 10-кг (22 фунта) бомб или одной 50-кг (110 фунтов) бомбы - на подфюзеляжном узле подвески.

Тачикава Ki-36/ Ki-55

Япония
Первый полет прототип выполнил 20 апреля 1938. Самолет Tachikawa Ki-36 был свободнонесущим низкопланом с металлическим каркасом и обшивкой из легкого сплава и ткани. Шасси - с неубирающимся хвостовым колесом и обтекателями главных колес, двигатель - 336-кВт (450 л.с.) поршневой радиальный Хитачи Ha-13. Экипаж из двух человек размещался в кабине с большой площадью остекления, дававшей хороший обзор обоим пилотам, а в кабине наблюдателя имелись даже окна в полу. В ноябре 1938 самолет заказала армия, с названием Армейский, тип 98, самолет непосредственной поддержки. В основном мало отличающийся от прототипов, он был вооружен 7,7-мм (0,303 дм) пулеметами и использовал более мощный двигатель Хитачи На-13а. Когда в январе 1944 выпуск самолета прекратили, общее количество машин достигло 1334, сборка велась на двух заводах: Тачикава (862) и Кавасаки {472).

Характеристики и надежность самолета Ki-36 убедили армию в том, что это - идеальная учебная машина для совершенствования летного мастерства, поэтому армия заказала специализированный учебный вариант - Ki-55, вооружение которого сократили до одного стреляющего вперед пулемета.

Мицубиси Ki-15

Япония
В июле 1935 японская императорская армия разработала спецификации на новый двухместный разведывательный самолет, а компания Мицубиси по ним создала свободнонесуший низкоплан Mitsubishi Ki-15. Армейские испытания самолета прошли успешно, и он пошел в серийное производство, получив название Армейский, тип 97, самолет войсковой разведки, Модель 1. В мае 1937, спустя год после первого полета, армия стала получать серийные машины.

Однако незадолго до этого западные военные обозреватели уже предвидели качественный рост японского авиастроения, узнав о новом рекорде скорости перелета из Японии в Англию, установленном вторым (гражданским) прототипом этого самолета. Армейский вариант Ki-15-I появился вовремя, чтобы успеть проявить себя уже в начале войны с Китаем, имея высокую скорость, самолет свободно чувствовал себя в воздухе до тех пор, пока у китайской стороны не появились советские истребители «Поликарпов» И-16. К этому времени появились планы модификации Ki-15-1 - установка более мощного, но имеющего меньший диаметр 671-кВт (900 л.с.) двигателя Мицубиси На-26-1 позволила устранить главный недостаток самолета - плохой обзор передней полусферы из-за присутствия двигателя большого диаметра Накадэима.
Венгрия
В 1940 г. компания Репюлёгпедьяр провела первый полет прототипа двухместного самолета начального обучения с крылом над фюзеляжем, названного Repiilogpegya Levente I. Позднее самолет модифицировали, и вариант Levente II в 1943 г. поступил на вооружение ВВС Венгрии. В тот период Венгрия была Союзником Германии и участвовала в нападении на СССР. Поэтому 100 самолетов Левант II, построенных для начального обучения пилотов, фактически попали в боевые эскадрильи, где использовались до конца войны в качестве самолетов связи.

Тактико-технические характеристики Repiilogpegya Levente
Тип: двухместный самолет связи/учебный
Двигатель: один выпускавшийся по лицензии 78-кВт (105 л.с.) поршневой рядный («перевернутой схемы») двигатель Хирт НМ 504А-2
Характеристики: максимальная скорость 180 км/ч (112 миль/ч); крейсерская скорость 160 км/ч (99 миль/ч); практический потолок 4500 м (14 765 футов); дальность 650 км (404 мили)
Вес: пустой 470 кг (1036 фунтов); максимальный взлетный 750 кг (1653 фунта)
Размеры: размах 9,45 м (31 фут 0 дм); длина 6,08 м (19 футов 11,4 дм); высота 2,53 м (8 футов 3,6 дм); площадь крыла 13,50 кв.м (145,32 кв. фута)
Вооружение: нет

Летов К 328

Чехословакия
Чешская компания Летов в 1932 г. приступила к конструированию биплана общего назначения для ВВС Финляндии. Самолет Letov К 328, с крыльями равного размаха и одним пролетом крыла, неубирающимся хвостовым колесом и обычным хвостовым оперением с подкосами, имел отдельные открытые кабины для пилота и наблюдателя/стрелка. Финский прототип К 328 F построили в 1933 г., с 433-кВт (580 л.с.) радиальным двигателем Бристол Пегасэс IIM-2. Вооружение самолета состояло из двух направленных вперед 7,7-мм (0,303 дм) пулеметов, установленных на верхнем крыле, и еще двух таких же - на поворотной установке в задней кабине.

Хотя Финляндия не заказала партии самолетов, политическая ситуация и растущая напряженность в Европе вынудили руководство ВВС Чехословакии в 1934 г. сделать заказ на этот самолет, предполагая применять его как бомбардировщик/разведчик. Выпушено 445 самолетов К 328, большая часть которых оказалась в Люфтваффе и вновь созданных ВВС Словакии, после того как в марте 1939 германские войска оккупировали Богемию-Моравию, а еще некоторое количество позднее направили в Болгарию.
Великобритания
Первый полет прототипа состоялся в июне 1936. Вспомогательный армейский самолет Westland Lysander представлял собой двухместный моноплан с высоко расположенным крылом, способный действовать с небольших взлетно-посадочных площадок. Первый серийный вариант, Lysander Mk I, поступил в конце 1938 г. в 16-ю эскадрилью, базировавшуюся в Оулд Саруме. Со временем этими самолетами вооружили около 30 эскадрилий Королевских ВВС, размешенных в Европе, Ближнем и Дальнем Востоке. Самолет выпускался в трех модификациях, различавшихся в основном установленными на них двигателями. Лайсэндер Мк I имел 664-кВт (890 л.с.) радиальный двигатель Бристол Меркьюрн XI; Lysander Mk II, производившийся в Великобритании компанией Уэстлэнд и в Канаде - компанией Нэшнл Стил Кар Корпорэйшн, имел 708-кВт (950 л.с.) радиальный двигатель Бристол Персьюс XII: и Lysander Mk III, также производившийся в Великобритании и в Канаде, имел 649-кВт (870 л.с.) радиальный двигатель Меркьюри XX или Меркьюри XXX.
Великобритания
В 1936 г. в США была создана компания Тэйлоркрафт Эйвиэйшн, собиравшаяся конструировать и производить легкие самолеты для частных владельцев. Наиболее успешными моделями этой компании, появившимися до войны, стали «Модель В», «С» и «D». В ноябре 1938 в городе Термастон. Лестершир, организовалась фирма «Тэйлоркрафт Эйрплэйнз (Инглэнд) Лтд.», чтобы производить эти самолеты по лицензии.

В Великобританию доставили шесть самолетов «Модель А» и один «Модель В», собранных в США. Самолет-моноплан имел поднятое над фюзеляжем подкосное крыло с силовым набором из композитного дерева и тканевой обшивкой, фюзеляж и хвостовое оперение со сварным каркасом из стальных труб и тканевой обшивкой. В закрытой кабине были два сиденья пилотов, расположенные рядом, шасси - неубирающееся, с хвостовым колесом и резиновыми амортизаторами в главных стойках. На импортированных самолетах «Модель А» устанавливался один 30-кВт (40 л.с.) четырехцилиндровый рядный двигатель Континентэл А-40.

Легкие самолеты

Во Второй мировой войне легкие самолеты выполняли самые разные задачи — от рутинной корректировки артиллерийской стрельбы и связи до тайных полетов за линию фронта с агентами на борту. Самолеты, подобные Лайсэндеру и вездесущему Физелер Шторху, несли свою службу в течение всей войны.

Применение легких самолетов всеми воюющими нациями во время Второй мировой войны для выполнения оперативных задач (в отличие от задач обучения) было широким и охватывало много видов работы. Так же различны причины, по которым они применялись так широко - от постоянной готовности самолета к вылету, его небольшой стоимости, его характеристик, позволяющих решать различные задачи, до простоты овладения техникой пилотирования такого самолета.